![](images/9/2.jpg)
Основанная
в 1869 г. электро-техническая компания "Вес-тингауз
Электрик" (Westinghouse Electric Co.) со временем обзавелась
несколькими филиалами, среди которых было отделение
автомобильных агрегатов "Вестингауз Эйр Брейк Компани" -
ВЭБКО (Westinghouse Air Brake Company - WABCO). В 1957 г.
оно приобрело часть акций компании "Р. Дж. ЛеТурно" (R.G.
LeTourneau), что позволило ему участвовать в строительстве
2-осных карьерных самосвалов "Холпэк" (Haulpak)
грузоподъемностью 22~32 т, получивших марку "ЛеТурно-Вестингауз".
В 1968 г., когда произошло полное слияние обеих фирм, группа
ВЭБКО образовала свое отделение дорожностроительного и
горного машиностроения, выпускавшее карьерные самосвалы,
скреперы, автогрейдеры и фронтальные колесные погрузчики
марки "ВЭБКО", которые собирали также в Бельгии, Австралии и
Бразилии.
В программу ВЭБКО вошла вся прежняя гамма самосвалов "Холпэк",
модернизированных с участием специалистов "Ле-Турно". Она
состояла из двух групп - так называемых "механических" и
"электрических" машин. К первой группе относились серии
"35", "50", "65", "75" и "85" грузоподъемностью 32-77 т, на
которых использовали дизельные двигатели "Камминс" (Cummins)
или "Детройт, Дизель" (Detroit Diesel) мощностью 380~850
л.с., полуавтоматические коробки передач "Эллисон" (Allison),
двойные или тройные главные передачи, гидропневматическую
подвеску всех колес. Во вторую группу в 1968"72 гг. были
включены новые тяжелые 2-осные машины серий "100", "120",
"150" и "170" грузоподъемностью 90-154 т* с двигателями
"Детройт Дизель" (700-1600 л.с.), вращавшими
электрогенератор, который вырабатывал ток для мотор-колес. В
1971 г. на фирме был построен один из крупнейших в то время
в мире автомобилей - 3-осный 180-тонный самосвал "3200"
(6x4) с кузовом 76 м3 и 51-дюймовыми колесами, тепловозным
2-тактным двигателем "Детройт Дизель EMD" V12 (127599 см3,
2000 л.с), генератором и двумя мотор-колесами по 900 л.с.
Его габаритные размеры в транспортном положении составляли
15390х6880х5310 мм. Максимальная скорость - 43 км/ч. На
углевозе "3200В" грузоподъемностью 235 т и полной массой 360
т мощность возросла до 2475 л.с., а вместимость кузова
достигала 252 м3. За 10 лет было изготовлено около 50 таких
машин. Шасси серий "75" и "85" служили основой седельных
тягачей, работавших с угольными полуприцепами в составе
автопоездов "120СТ" и "150СТ". Параллельно выпускали
специальные 2-осные углевозы "Коулпэк" (Coalpak)
грузоподъемностью 120-170 т с неразрезной рамой, двигателем
в 1600 л.с., электрической трансмиссией и кузовом бункерного
типа емкостью 149 м3 с донной разгрузкой.
В 1985 г. американская группа "Дрессер" (Dresser) приобрела
дорожно-строительное отделение ВЭБКО и продолжила выпуск
самосвалов под маркой "Дрессер Холпэк". В 1996 г. его
выкупила японская компания "Комацу" (Komatsu). Часть
производства "электрических" машин досталась фирме "Мэретон"
(Marathon), выпускавшей их под названием "Мэретон-ЛеТурно".