
Фирма
"Лянча", одна из старейших в мире, известная своими
легковыми и спортивными автомобилями, носит имя талантливого
механика и автогонщика Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia,
1881-1937). Еще в конце 1890-х гг. он помогал таким
известным конструкторам, как братья Чейрано (Ceirano) и
Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli), а затем работал в
компании ФИАТ (FIAT). 29 ноября 1906 г. Лянча основал в
Турине фирму своего имени. "Лянча" начинала с легковых
машин, но уже через пять лет появились грузовики, получившие
в качестве марки названия букв греческого алфавита.
Первый грузовик "Лянча Z" или "Дзета" (Zeta)
грузоподъемностью 1,5~2,0 т был построен в 1911 г. на шасси
легкового автомобиля "Эта" (Eta). В 1912 г. на шасси "Тэта"
(Theta) с 4-цилиндровым мотором (4941 см3, 70 л.с.) создали
усиленный 2,2-тонный вариант "1Z", послуживший основой для
первых итальянских бронеавтомобилей. Через три года
появились грузовые модели "Йота" (Jota) и "Дийота" (Dijota)
классической компоновки с прежним чуть модернизированным
мотором, электрическими фарами и стартером. Они возглавили
семейство "Йота", выпускавшееся до 1935 г.
В 1921 г. на рынке появились "Трийота" (Trijota) и "Тетрайота"
(Tetrajota) грузоподъемностью 2,4 т, а через три года -
первый тяжелый автомобиль "Пентайота" (Pentajota) с тем же
мотором и трансмиссией от модели "Тетрайота". Его
производили в течение 10 лет. Тогда же выпускали вариант "Эзайота"
(Esajota), первым получивший тормоза на передних колесах. С
1927 г. собирали длиннобазные грузовик и фургон "Эптайота" (Eptajota)
для доставки легких грузов на дальние расстояния. В это же
время изготовляли автобусы "Омикрон" (Omicron) с
6-цилиндровым бензиновым мотором в 92 л.с. с двумя верхними
распределительными валами. Параллельно на базе легковых
автомобилей "Астура" (Astura), "Аугуста" (Augusta) и "Ардэа"
(Ardea) предлагались пикапы и развозные фургоны.
В начале 30-х гг. руководство фирмы приняло решение о
закупке у немецкой компании "Юнкере" (Junkers) лицензии на
2-тактные дизельные двигатели с противоположно движущимися
поршнями. В апреле 1932 г. был представлен новый 5-тонный
грузовик "RO" с характерным высоко приподнятым капотом и
вертикальным 2-цилинд-ровым дизелем (3180 см3, 64 л.с.).
Автомобиль получил 4-ступенчатую коробку передач с
2-ступенчатым демультипликатаром, блокировку дифференциала,
пневматическую тормозную систему и механический стояночный
тормоз на все колеса. Он мог буксировать 6-тонный прицеп и
развивать скорость 30 км/ч. В 1935 г. появилась модель "2RO"
или "RO-RO" с аналогичным 3-цилиндровым дизелем (4,8 л, 95
л.с.).
После смерти Винченцо Лянча все инженерные разработки
возглавил Витгорио Яно (Vittorio Jano). Его первым
грузовиком в 1938 г. стал 6,5-тонный автомобиль "3RO" или "Эзаро"
(Esaro) с 5-цилиндровым 4-тактным дизелем "102" (6875 см3,
93 л.с.) собственного производства, 10-ступенчатой коробкой
передач, гидроприводом тормозов на всех колесах и отбором
сжатого воздуха для тормозов прицепа. Его выпускали до 1943
г. на новом заводе в Больцано, и он стал основным тяжелым
грузовиком итальянской армии и ее союзников. В годы войны
там собирали также грузовые электромобили "Е290" и "Е291" и
бронеавтомобили "Линче" (Lince). После осенних бомбардировок
1942 г. производство грузовиков в Турине было прекращено.
В 1947 г. путем добавления к довоенному дизелю "102" шестого
цилиндра был создан новый двигатель (8245 см3, 124 л.с.),
который устанавливали на автомобили "6RO" или "Эзатау" (Esatau)
грузоподъемностью 5,5-7,5 т. Модель имела пневматическую
тормозную систему и более привлекательные оперение и кабину,
которую предлагали со спальным местом. Скорость машины
возросла до 53 км/ч. Автомобиль выпускали до 1958 г. в 2- и
3-осных гражданских и армейских вариантах. Основными
новинками этой серии стали модели "Эзтау-С" с 8,9-литровым
моторои мощностью 144 л.с. (1953 г), первый бескапотный
грузовик "Эзатау-А" (1955 г.) и 150-сильная модификация "Эзатау-В"
с новой кабиной над двигателем (1957г.).
В 1950 г. фирма "Лянча" начала выпуск 2,5-тонной бескапотной
модели "Бета Z11" (Beta) с бензиновым верхнеклапанным
мотором V4 (1,9 л, 46 л.с.). Ее развитием стала 1,8-тонная
модель "Бета Z20" (4x4) с колесной базой 2550 мм, ставшая с
1952 г. основой для компактных многоцелевых машин "CL51"
(4x4). Первые автомобили оборудовали бензиновым мотором (2,5
л, 58 л.с.), механической 10-ступенчатой коробкой, передней
пружинной независимой подвеской. В 1953 г. появилась модель
"Бета Z50" с 2-ци-линдровым 2-тактным дизелем (1963 см3, 42
л.с.) с объемным нагнетателем. Ее развитием в 1957 г. стал
грузовик "Бета-190" с достаточно модной для своего времени
кабиной с рифлеными панелями. С 1954 г. на легковом шасси
"Аппия" (Appia) выпускали фургоны и пикапы с несущим
кузовом.
К середине 50-х гг. грузовое отделение "Лянча" оказалось на
грани банкротства и существовало лишь за счет военных
заказов. В 1955 г. его приобрела финансово-строительная
группа Карло Пезенти, но новые грузовики появились только
после смены руководства фирмы в 1959 г. Это были 5-тонные
армейские шасси "506" (4x4). За ними последовала серия
тяжелых гражданских грузовиков, получивших весьма элегантные
и вместительные кабины над двигателем с облицовкой,
характерной для легковых машин "Лянча". Развитием серии
"Эзатау" стала 7-тонная гамма "Эзадельта" (Esadelta) с
прежним 8,2-литровым дизелем в 115 л.с. В отличие от нее
серия "Эзагамма" (Esagamma) получила новый 6-цилиндровый
дизель с четырмя клапанами на цилиндр (10521 см3, 187 л.с).
Ее выпускали в 2-, 3- и 4-осных вариантах грузоподъемностью
7,2~15,0 т. К 1967 г. появились более мощные варианты:
"Эза-дельта-С" грузоподъемностью 8,1 т (9,5 л, 176 л.с.) и
"Эзагамма-Е" с прежним дизелем, мощность которого довели до
209 л.с.
К этому времени конкуренция заставила фирму "Лянча"
пересмотреть свою программу. Еще в 1959 г. на основе
агрегатов модели "Аппия" был создан легкий развозной фургон
"Джолли" (Jolly), а через четыре года на базе легковой серии
"Флавия" (Flavia) начался выпуск 1,5-тонной модификации
"Суперджол-ли" (Superjolly) с оппозитным 4-цилиндровым
бензиновым мотором (1,5 л, 58 л.с.). Это был итальянский
серийный переднеприводный грузовик с модным тогда кузовом
вагонного типа, развивавший скорость 100 км/ч. С 1966 г. на
нем применялся 1,8-литровый двигатель мощностью 80 л.с.
29 октября 1969 г. концерн ФИАТ присоединил к себе вновь
оказавшуюся в трудном финансовом положении фирму "Лянча". С
июля 1972 г. специализацией завода в Больцано стало
изготовление легких армейских автомобилей и специальной
техники. С образованием в 1975 г. холдинга ИВЕКО (IVECO)
марка "Лянча" на грузовых машинах больше не применялась, а
последние автомобили этой фирмы были преобразованы в легкую
полноприводную серию "65РС/90РС" (4x4), предлагавшуюся под
маркой "ИВЕКО-ФИАТ", а затем просто "ИВЕКО". В настоящее
время бывший завод "Лянча" продолжает выпуск легких
армейских машин.