
В мае 1958 г. советское правительство решило перепрофилировать
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) на изготовление
дизельных двигателей и коробок передач. Производство тяжелых
3-осных грузовиков ЯАЗ решили перенести в Кременчуг на
бывший комбайновый завод. Рождение Кременчугского
автомобильного завода (КрАЗ) состоялось 10 апреля 1959 г.,
когда из привозных деталей там были собраны первые два
10-тонных самосвала ЯАЗ-222, переименованные в КрАЗ-222. В
мае 1959 г. вступил в строй главный конвейер и к концу года
был освоен выпуск 7-тонного автомобиля КрАЗ-214 (6x6) и
12-тонного бортового грузовика КрАЗ-219 (6x4). На следующий
год появился седельный тягач КрАЗ-221 (6x4) для полуприцепов
полной массой до 30 т. Первая гамма КрАЗа, получившая
название "Днепр", практически не отличалась от последнего
семейства машин ЯАЗа. В 1961 г. в институте УкрНИИпроект на
базе грузовика КрАЗ-219 был разработан оригинальный
дизель-троллейвоз ДТУ-10 с двумя дополнительными тяговыми
электромоторами мощностью 172 кВт, получавшими энергию от
подвесной контактной сети. Некоторое время он работал на
троллейбусной линии Симферополь-Ялта.
В 1963 г. автомобили первого семейства были модернизированы
и получили в обозначении индекс "Б". На ряде моделей в
опытном порядке устанавливали более мощные дизели
ЯМЗ-238,12-вольтовую систему электрооборудования заменили на
24-вольтовую, грузоподъемность самосвала КрАЗ-2225 повысили
до 11 т. В 1964 г. все машины получили 4-тактный дизель
ЯМЗ-238А V8 (14860 см3, 215 л.с.). Базовым стал 12-тонный
самосвал КрАЗ-2565 (6x4), развивавший скорость 60 км/ч.
Выпускали также бортовой грузовик "2575" и седельный тягач
"258Б". Единственной новинкой стал 10-тонный самосвал
КрАЗ-2545 с двухсторонним дыванием, имевший сначала прежний
2-тактный дизель ЯАЗ-204И (180 л.с.). С 1966 г. на эти
автомобили начали устанавливать 240-сильный вариант дизеля
ЯМЗ-238. В 1967 г. освоили производство 7,5-тонного
автомобиля КрАЗ-255Б (6x6), сменившего серию "2145". На нем
применялись 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенча-тая
раздаточная с межосевым дифференциалом, широкопрофильные
шины с централизованной системой регулирования давления
воздуха. Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Седельный
тягач КрАЗ-2556 мог буксировать на местности и по шоссе
полуприцеп полной массой 18 и 30 т соответственно. В 1969 г.
к ним добавился лесовоз КрАЗ-255Л. В 1977-79 гг. произошла
последняя модернизация всего семейства, которая свелась к
установке раздельного пневматического привода передних и
задних тормозов и использованию в индексации дополнительной
цифры "1". В это время появились северные и тропические
варианты базовых шасси (индексы "С" и "Т"), а также
газобаллонный КрАЗ-256Г.
С начала 60-х гг. на заводе велась разработка нового
семейства тяжелых машин КрАЗ-250 с более удобной
цельнометаллической кабиной и оперением современного стиля.
По окончании испытаний в 1968 г. ее приняли к производству,
но начало выпуска задержалось на 10 лет из-за отсутствия
мощностей по изготовлению кабин. Только в 1978 г. появилось
длиннобазное шасси КрАЗ-250 (6x4) грузоподъемностью 14,6 т с
дизелем ЯМЗ-238 (240 л.с.) для монтажа автокранов и
бетоносмесителей или установки бортовой платформы. На его
базе собирали также 14-тонный самосвал "251" и седельный
тягач "252". Тем не менее, ПО "АвтоКрАЗ" имени 50-летия
Советской Украины продолжало собирать устаревшие модели -
самосвал КрАЗ-25651 и седельный тягач КрАЗ-25851.
Удачнее сложилась судьба другого представителя нового
семейства - армейского грузовика повышенной проходимосги
КрАЗ-260 (6x6), выпуск которого начали в 1980 г. Он сменил
серию "255Б", имея новые дизель Я МЗ-238Л с турбонаддувом
(300 л.с.) и 8-ступенчатую синхронизированную коробку
передач. Грузоподъемность возросла до 9 т, собственная масса
- с 11650 до 12775 кг. На основе 260-й модели выпускали
удлиненное шасси КрАЗ-260Г и седельный тягач КрАЗ-2606 для
автопоездов полной массой 27,5 т.
Одновременно на КрАЗе велась работа по созданию
перспективных грузовиков, так и оставшихся в опытных
образцах. Еще в начале 60-х гг. прошел испытания КрАЗ-253
(6x6) с кабиной над двигателем. В 1976-78 гг. на основе
серийных узлов и агрегатов разработали КрАЗ-6434 (8x8) с
шарнирно-сочлененной рамой. На рубеже 70-80-х гг. был создан
еще ряд машин с колесными формулами 8x4 и 8x8.
В Советском Союзе Кременчугский автозавод являлся ведущим
предприятием по выпуску тяжелых 3-осных грузовиков, а также
крупнейшим изготовителем автомобилей такого класса в Европе.
В 1988 г. на КрАЗе было собрано 29789 машин, причем
значительная их доля поступала в более чем 40 стран мира.
После распада СССР КрАЗ, превратившийся в АО "Кременчугский
автомобильный завод", лишился основных рынков сбыта и попал
в критическое ;,сложение. Это заставило активнее
разрабатывать и осваивать новые грузовики, отвечающие
международным требованиям. Они появились в начале 90-х гг. и
отличались более современным и строгим дизайном, улучшенной
компоновкой, удобными кабинами и новыми мостами "Рокуэлл" (Rockwell).
Первыми представителями нового семейства в 1991-92 гг. стали
переходные модели с новым дизайном, но старыми ведущими
мостами - шасси КрАЗ-65101 (6x4) с полезной нагрузкой 16,6 т
и 13,5-тонный самосвал КрАЗ-6510 с дизелем ЯМЗ-238М2 V8 с
турбонаддувом (232-240 л.с.) и 5-сгупенчатой коробкой
передач, развивавшие скорость 80 км/ч. Позднее появился
самосвал КрАЗ-65055 (6x4) с новым кузовом грузоподъемностью
16 т и мотором ЯМЗ-238Б (288-300 л.с.), 8-ступенчатой
коробкой передач и новыми мостами, развивавший 90 км/ч. На
его основе был выпущен 15-тонный вариант "65032" (6x6). В
новое семейство вошли также седельные тягачи "6444" (6x4),
"6443" (6x6) и "64431" (6x4) с удлиненными кабинами для
автопоездов полной массой 32, 42 и 59 т соответственно. На
смену серии "260" пришел 10-тонный КрАЗ-6322 (6x6) с дизелем
ЯМЗ-238Д с турбонаддувом (318-330 л.с.) и корректором,
который позволяет водителю вручную добавлять топливо во
впускной трубопровод, избегая провалов мощности на
пониженных оборотах. Максимальная скорость автомобиля
возросла до 85 км/ч. На его базе предлагаются 18-тонный
самосвал "65034" и лесовоз "643701" с роспуском для доставки
30 т древесины.
На Киевском международном автосалоне 1995 г. впервые за всю
свою историю КрАЗ представил автомобили с колесной формулой
4x2 полной массой 16~19 т, призванные расширить круг
потребителей. В серию входят магистральный седельный тягач
КрАЗ-5444 со спальной кабиной, 8,5-тонные бортовой "5133В2"
и самосвал "5124С2", унифицированные с серийными 3-осными
машинами, включая дизель ЯМЗ-238Д и 8-ступен-чатую коробку
передач. Через год был представлен универсальный бортовой
5-тонный автомобиль-тягач КрАЗ-5131ВЕ (4x4) с двигателем
ЯМЗ-238БЛ (300 л.с.), позволяющим развивать скорость 85
км/ч. В том же 1996 г. состоялся дебют 14-тонного самосвала
КрАЗ-6125 (6x4) с более экономичным дизелем ЯМЗ-236Б V6
(11149 см3, 250 л.с.). Для перевозки грузов с малым удельным
весом (0,5-0,8 т/м3) предназначен 15-тонный длиннобазный
вари-а,нт "6130С4" с кузовом вместимостью 20 м3. -Новый
автомобиль-лесовоз "6133М6" (6x6) с краном-манипулятором
перевозит сортименты длиной до 6 м и весом 16,5 т. При
работе с 2-осным прицепом-роспуском полная масса автопоезда
составляет 46,5 т. Большинство новых моделей теперь
комплектуются иностранными двигателями и агрегатами.
С 1996 г. при КрАЗе действует самостоятельное совместное
предприятие "ИВЕКО-КрАЗ" (IVECO-KrAZ), которое из импортных
узлов собирает легкие грузовики и фургоны "Турбо-Дэйли" (TurboDaily).
Позднее двигатели и коробки передач для них стало
изготавливать СП "ИВЕКО-Мотор Сич" из Запорожья. В 1998 г.
было изготовлено 82 грузовика и 489 микроавтобусов этой
серии. Другая холдинговая компания "АвтоКрАЗ" с декабря 1998
г. начала сборку 4,5-тонных грузовиков ИВЕКО-65.9, детали
для которых поставляет турецкая компания "Отой-ол" (Otoyol).
С начала 1999 г. она же собирает российские грузовики
ГАЗ-3309, однако серьезного развития оба проекта пока не
получили. Что же касается собственной продукции КрАЗа, то в
1998 г. завод выпустил 1112 машин, в 2000 г. - 1417
автомобилей , большинство из которых поступает на экспорт в
Россию и ряд стран мира.