
В
2000 г. эта одна из старейших в мире автомобильных компаний
неожиданно осталась единственной британской фирмой по
производству грузовиков, сохранившей свою независимость и
самобытность.
У ее истоков стоял Джон Деннис (John Dennis, 1871-1939),
который в городе Гилдфорд, графство Суррей, вместе с младшим
братом Раймондом построил в 1895 г. первый велосипед. Затем
братьев привлекли двигатели внутреннего сгорания, и через
четыре года они создали три-цикл с мотором. В 1900 г.
появился первый легковой автомобиль марки "Деннис" с
1-цилин-дровым двигателем "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton).
Через год была основана фирма "Братья Деннис" (Dennis
Brothers), известная первые годы под сокращением "DB". К
1902 г. братья продали уже 200 автомобилей, а в 1904 г.
изготовили первый фургон "15 cwt" грузоподъемностью 750 кг с
4-цилиндровым двигателем "Уайт энд Поупп" (White & Рорре)
мощностью 12 л.с. У него был карданный привод заднего моста
и червячная главная передача со спиральными зубьями,
разработанная и запатентованная Джоном Деннисом. Эта
конструкция использовалась на автомобилях "Деннис" почти 60
лет, а изображение червячной передачи некоторое время
служило эмблемой фирмы.
В 1905 г. были построены первые городские автобусы, а через
год - 2-этажные. Со временем эта продукция принесла "Деннису"
высокий авторитет и признание. В 1907 г. началось
производство 2- и 3-тонных грузовиков с моторами мощностью
24 и 35 л.с., 3-ступенчатыми коробками передач. Год спустя
построили первый пожарный автомобиль марки "Деннис". Со
временем это направление превратилось в важную для фирмы
область производства. К 1910 г. на фирме, выпускавшей
широкую гамму престижных легковых автомобилей и грузовиков с
полезной нагрузкой от 1,5 до 3 т, работало уже 400 человек.
В 1913 г. к ним добавилась 3,5-тонная модель "А" с
двигателем мощностью 40 л.с., а год спустя - шасси "N" для
пожарных машин с 9-литровым мотором в 60 л.с. Перед войной
три легковых автомобиля "Деннис" высшего класса приобрел
Великий князь Михаил, а Раймонд Деннис подписал контракт на
поставку 70 пожарных машин в Киев. Во время первой мировой
войны "Деннис" поставлял для армии автомобили
грузоподъемностью 2~3 т, в том числе с гибридным (бензо-электрическим)
приводом конструкции Стивенса (Stevens). Всего в 1913-18 гг.
было изготовлено около 7 тыс. автомобилей.
Приобретя в 1919 г. фирму "Уайт энд Поупп", "Деннис" получил
производственную базу для изготовления собственных
двигателей. Вместе с тем, в 20-е гг. на многочисленных
моделях грузоподъемностью от 2,5 до 6 т широко
использовались моторы "Дорман" (Dorman) и "Блэкберн" (Blackburne)
мощностью до 40 л.с. Компания изготавливала также фургоны,
самосвалы с гидравлическим подъемным устройством и
специальные шасси для городского хозяйства. С 1921 г. в
программу вошли мусоровозы, производство которых постепенно
расширялось. Все более существенным становилось изготовление
пожарных машин: в 20-е гг. их выпустили около 800 штук.
Однако, самым любимым занятием братьев Деннис стало
конструирование разнообразных автобусов. Именно для них были
созданы первые собственные верхнеклапанные 6-цилиндровые
двигатели мощностью 65 и 100 л.с. Тем не менее, основной
продукцией пока еще были грузовики.
К концу десятилетия наиболее популярным оставался 2-тонный
грузовик модели "GL" с верхнеклапанным двигателем (2,7л,
42л.с.) и гидроприводом тормозов с усилителем. На
конструкцию грузовых машин фирмы в то время существенное
влияние оказывали разработки в области автобусов. Например,
первые автомобили с кабиной над двигателем появились как
грузовые варианты автобусов, а выпущенная в 1927 г.
12-тонная модель "М" (6x4) была изготовлена на шасси
75-местного автобуса с мотором мощностью 108 л.с. С 1932 г.
основой беска-потных машин грузоподъемностью 3,5~5,0 т стало
автобусное шасси "Лансит" (Lancet), первым получившее
вихрекамер-ный дизель "Дорман" с головкой блока "Рикардо" (Ricardo).
В 1932 г. на "Деннисе" был построен собственный легкий
4-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 3770 см3
мощностью 60 л.с. Для него разработали новое семейство
2,5-тонных автомобилей, форму которых создал Эрлинг Поупп (Erling
Poppe). Это были универсальные шасси с колесной базой менее
3 м и коротким клиновидным капотом, напоминавшим свиной
пятачок, за что они получили прозвище "Поросенок". Вскоре за
неплохие скоростные качества машин его переделали в
"Летающий поросенок" (Flying pig), и вся гамма стала
известна как "Свиная серия". Официально же новые автомобили
получили марку "Эйс" (Асе). Их особенностями были подвеска
силового агрегата на резиновых опорах, конусное сцепление в
масляной ванне, кабина с деревянным каркасом, обитая
листовой сталью, и очень низкая стоимость - 260 фунтов
стерлингов.
В 30-е гг. эта серия стала олицетворением "Денниса".
Автомобили "Эйс" выпускали как седельные тягачи, шасси для
мусоровозов, поливочно-моечных машин и автобусов, в капотных
и бескапот-ных вариантах 4x2 или 6x2 грузоподъемностью от
1,75 до 6 т, с дизелями различных изготовителей. Самые
мощные 7-тонные модели 6x2 с 6-цилиндровым мотором "Гарднер"
(Gardner) имели полукапотную компоновку. За специфическую
внешность они получили прозвище "Бульдог". До войны
изготовили более 7,5 тыс. автомобилей этой серии. В 1937 г.
в дополнение к ней появилась бескапотная гамма "Мэкс" (Мах)
грузоподъемностью 6-8 т с новым 4-цилиндровым дизелем "Деннис
0.4" (6786 см3, 77 л.с.) и головкой блока "Ланова" (Lanova).
Перед самой войной выпустили новую 5-тонную гамму "Пэкс" (Pax)
с 6-цилиндровым дизелем "0.6" (7580 см3, 100 л.с.) с
четырьмя клапанами на цилиндр. Этот двигатель устанавливали
также на вариант "Мэкс Мэйджор" (6x2) полной массой 10,5 т с
двумя передними управляемыми мостами. Оба грузовика сразу же
поступили на вооружение британской армии. В военное время "Деннис"
выпускал также опытные партии автомобилей с колесной
формулой 6x6 и 8x8, гусеничные бронетранспортеры и танки
"Черчилль" (Churchill).
В 1945 г. возобновилось производство разработанных до войны
гражданских серий "Пэкс" и "Мэкс". Особенно популярным стал
"Пэкс" полной массой до 9 т, предлагавшийся в ка-потном и
бескапотном исполнениях, как седельный тягач "Хорла"(Ног!а),
грузовик для доставки пива в бочках, шасси для мусоровозов и
пожарных машин. С 1948 г. на базовом шасси применяли дизель
"Перкинс" (Perkins), а в 1958 г. "Пэкс III" получил
скругленный капот и мотор "Би-Эм-Си" (ВМС) мощностью 105
л.с. На пожарных шасси "F" использовали двигатель "Роллс-Ройс"
(Rolls-Royce) мощностью 150 л.с., разгонявший автомобиль до
96 км/ч за 45 с. В1955 г. развитием довоенной "Свиной серии"
стал бескапотный 3-тонный "Херон" (Heron) с дизелем в 54
л.с., 4-ступенчатой синхронизированной коробкой и гипоидной
главной передачей.
"Мэкс" не получил столь высокого признания, как "Пэкс", и
предлагался в 2- и 3-осных исполнениях "Мэкс б" полной
массой до 25 т с 6-цилиндровым дизелем (100 л.с.). В1946 г.
появился 12-тонный грузовик "Джюби-лент" (Jubilant) 6x4 с
тем же двигателем, 5-сгупенчатой коробкой и двойной главной
передачей. Автомобиль не имел особого успеха. Через два года
"Деннис" выпустил 8-тонный "Сэнтор" (Centaur) - "Центавр"
полной массой 13,5 т с 6-цилиндровым дизелем собственного
производства (5,5 л, 87 л.с.) и гидроприводом тормозов с
вакуумным усилителем. С 1957 г. на смену "Мэксу" пришел
"Хефти" (Hefty), а "Центавр" заменили на 7-тонный "Кондор"
(Condor) полной массой 14 т. Обе модели получили новую
цельнометаллическую кабину фирмы "Мотор Пэнелз" (Motor
Panels). В 1952 г. на базе автобусного шасси "Лансит UF" был
создан низкорамный 3-тонный "Сторк" (Stork), предназначенный
для городских перевозок.
Его 4-цилиндровый дизель "Перкинс" (52 л.с.) был расположен
горизонтально под рамой. Это был первый грузовик фирмы с
гипоидной главной передачей. Его развитием стал в 1958 г.
развозной фургон "Пэревэн" (Paravan) с низко расположенной
кабиной и дверью в переднем левом углу кузова. В 1960 г.
появился низкорамный 1,5-тонный перед-неприводный развозной
фургон "Вендор" (Vendor) с независимой подвеской всех колес
и погрузочной высотой всего 190 мм. Сначала он имел
двигатели фирмы "Стандард" (Standard), a впоследствии
получил мощный мотор "Ягуар" (Jaguar) рабочим объемом 2,8 л
и автоматическую коробку передач. К середине 50-х гг.
относится также выпуск одного из наиболее известных
английских 2-этажных автобусов "Деннис Лолайн" (Loline).
В начале 60-х гг. появились первые признаки надвигавшегося
кризиса британской автомобильной промышленности. Поэтому для
реорганизации производства и обновления программы в 1960 г.
на "Деннис" пришел новый главный конструктор Том Тиллсон
(Тот Tillson). Он модернизировал популярную серию "Пэкс", и
в том же году появился 5-тонный вариант "Пэкс IV" с более
элегантной кабиной над двигателем со стеклопластиковыми
панелями и мотором "Би-Эм-Си" (105 л.с.). Через три года его
заменил "Пэкс V" в 2- и 3-осных исполнениях, внешне
отличавшийся лишь четырьмя фарами. Для него предлагали
6-цилиндровые дизели "Перкинс" и АПК (АЕС), а также
5-цилиндровый "Гарднер". В 1971 г. "Пэкс" переименовали в
"Доминент" (Dominant), который впервые получил дизель
"Перкинс" с турбонаддувом мощностью 155 л.с. Из тяжелых
автомобилей с 1965 г. выпускали "Максим" (Maxim) полной
массой 16-22 т (в составе автопоезда -до 32 т). Сначала его
оборудовали американским дизелем "Камминс" (Cummins) V8
мощностью 185 л.с., но грузовик оказался дорогим и успеха не
имел. Замена двигателя на "Перкинс" V8 (170 л.с.) не
принесла нужного результата.
В 1964 г. "Деннис", выкупив небольшую фирму "Меркьюри"
(Mercury), дополнил свою программу промышленными и
аэродромными тягачами и развозными автомобилями "ТЗ"
грузоподъемностью 2,7 т. Вскоре "Деннис", не выдерживая
конкуренции, вошел в полосу неудач. Основную ставку пришлось
делать на некогда второстепенную продукцию - шасси для
коммунального хозяйства и пожарные машины. В 1968 г. было
разработано универсальное низкорамное шасси "Дельта" (Delta)
с новой стеклопла-стиковой кабиной фирмы "Оугл" (Ogle). Но с
началом следующего десятилетия положение фирмы ухудшилось, и
в 1972 г. "Деннис" приобрела финансово-промышленная группа
"Хистэйр" (Hestair), которая инвестировала большие средства
в обновление производства.
В результате в 1976 г. основу производства составило новое
поколение пожарных машин серии "R" с двигателями разных фирм
(155-235 л.с.) и несколькими вариантами кабин. Через два
года появилось обновленное шасси "Дельта" для мусоровозов в
2- и 3-осном исполнениях с дизелями "Перкинс" или "Гарднер"
(155-180 л.с.) и откидываемой кабиной "Мотор Пэнелз". Ее
предлагали цельнометаллической, с алюминиевой или
стеклопластиковой облицовкой. В 1985 г. группа "Хистэйр"
разделила "Деннис" на три отделения, придав им статус
самостоятельных фирм. В таком состоянии "Деннис" в 1989 г.
перешел во владение холдинговой компании "Трини-ти"
(Trinity), которая присоединила еще две английские компании,
выпускающие пожарные автомобили и автобусы. В настоящее
время под маркой "Деннис" работает два независимых
предприятия. В Гилдфорде, в двух милях от старых цехов, в
1990 г. введен в строй новый завод, где с 1994 г. собирают
пожарные автомобили новых семейств "Рэпир" (Rapier) и
"Сэйбр" (Sabre), а также пять типов автобусных шасси. С 1995
г. второе отделение "Деннис Игл" (Dennis Eagle) в Уорвике
выпускает низкорамное шасси "Игл Элит" (Eagle Elite), а
бывший филиал "Денниса" по производству промышленных тягачей
"Меркьюри" переведен в Галифакс.
Шасси "Элит" полной массой 17-26 т предлагают в вариантах
4x2, 6x2 и 6x4 для установки мусоровозов "Игл Феникс" (Eagle
Phoenix), съемных кузовов, подъемных платформ для
обслуживания самолетов и специальных надстроек собственного
производства. На них применяют 6-цилиндровые дизели
"Камминс" серии "С" (8,3 л, 210 л.с., с турбонаддувом - 260
л.с.), механическую 6-ступенчатую или автоматическую
5-ступенчатую коробку передач "Эллисон" (Allison), три типа
подвесок - резиновую, рессорную или пневматическую.
Специальная просторная 2-, 3- или 6-местная кабина со
спальным местом пониженного расположения с хорошей
обзорностью имеет каркас из нержавеющей стали и
стеклопластиковую облицовку. Высота расположения нижней
ступеньки ~ 40 см от поверхности дороги. Об их популярности
свидетельствует тот факт, что сегодня в стране 50%
мусоровозов носят марку "Деннис". Их экспортируют в
Австралию и англоязычные страны Азии и Африки.