Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики DENNIS

В 2000 г. эта одна из старейших в мире автомобильных компаний неожиданно осталась единственной британской фирмой по производству грузовиков, сохранившей свою независимость и самобытность.

У ее истоков стоял Джон Деннис (John Dennis, 1871-1939), который в городе Гилдфорд, графство Суррей, вместе с младшим братом Раймондом построил в 1895 г. первый велосипед. Затем братьев привлекли двигатели внутреннего сгорания, и через четыре года они создали три-цикл с мотором. В 1900 г. появился первый легковой автомобиль марки "Деннис" с 1-цилин-дровым двигателем "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton). Через год была основана фирма "Братья Деннис" (Dennis Brothers), известная первые годы под сокращением "DB". К 1902 г. братья продали уже 200 автомобилей, а в 1904 г. изготовили первый фургон "15 cwt" грузоподъемностью 750 кг с 4-цилиндровым двигателем "Уайт энд Поупп" (White & Рорре) мощностью 12 л.с. У него был карданный привод заднего моста и червячная главная передача со спиральными зубьями, разработанная и запатентованная Джоном Деннисом. Эта конструкция использовалась на автомобилях "Деннис" почти 60 лет, а изображение червячной передачи некоторое время служило эмблемой фирмы.

В 1905 г. были построены первые городские автобусы, а через год - 2-этажные. Со временем эта продукция принесла "Деннису" высокий авторитет и признание. В 1907 г. началось производство 2- и 3-тонных грузовиков с моторами мощностью 24 и 35 л.с., 3-ступенчатыми коробками передач. Год спустя построили первый пожарный автомобиль марки "Деннис". Со временем это направление превратилось в важную для фирмы область производства. К 1910 г. на фирме, выпускавшей широкую гамму престижных легковых автомобилей и грузовиков с полезной нагрузкой от 1,5 до 3 т, работало уже 400 человек. В 1913 г. к ним добавилась 3,5-тонная модель "А" с двигателем мощностью 40 л.с., а год спустя - шасси "N" для пожарных машин с 9-литровым мотором в 60 л.с. Перед войной три легковых автомобиля "Деннис" высшего класса приобрел Великий князь Михаил, а Раймонд Деннис подписал контракт на поставку 70 пожарных машин в Киев. Во время первой мировой войны "Деннис" поставлял для армии автомобили грузоподъемностью 2~3 т, в том числе с гибридным (бензо-электрическим) приводом конструкции Стивенса (Stevens). Всего в 1913-18 гг. было изготовлено около 7 тыс. автомобилей.

Приобретя в 1919 г. фирму "Уайт энд Поупп", "Деннис" получил производственную базу для изготовления собственных двигателей. Вместе с тем, в 20-е гг. на многочисленных моделях грузоподъемностью от 2,5 до 6 т широко использовались моторы "Дорман" (Dorman) и "Блэкберн" (Blackburne) мощностью до 40 л.с. Компания изготавливала также фургоны, самосвалы с гидравлическим подъемным устройством и специальные шасси для городского хозяйства. С 1921 г. в программу вошли мусоровозы, производство которых постепенно расширялось. Все более существенным становилось изготовление пожарных машин: в 20-е гг. их выпустили около 800 штук. Однако, самым любимым занятием братьев Деннис стало конструирование разнообразных автобусов. Именно для них были созданы первые собственные верхнеклапанные 6-цилиндровые двигатели мощностью 65 и 100 л.с. Тем не менее, основной продукцией пока еще были грузовики.

К концу десятилетия наиболее популярным оставался 2-тонный грузовик модели "GL" с верхнеклапанным двигателем (2,7л, 42л.с.) и гидроприводом тормозов с усилителем. На конструкцию грузовых машин фирмы в то время существенное влияние оказывали разработки в области автобусов. Например, первые автомобили с кабиной над двигателем появились как грузовые варианты автобусов, а выпущенная в 1927 г. 12-тонная модель "М" (6x4) была изготовлена на шасси 75-местного автобуса с мотором мощностью 108 л.с. С 1932 г. основой беска-потных машин грузоподъемностью 3,5~5,0 т стало автобусное шасси "Лансит" (Lancet), первым получившее вихрекамер-ный дизель "Дорман" с головкой блока "Рикардо" (Ricardo).

В 1932 г. на "Деннисе" был построен собственный легкий 4-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 3770 см3 мощностью 60 л.с. Для него разработали новое семейство 2,5-тонных автомобилей, форму которых создал Эрлинг Поупп (Erling Poppe). Это были универсальные шасси с колесной базой менее 3 м и коротким клиновидным капотом, напоминавшим свиной пятачок, за что они получили прозвище "Поросенок". Вскоре за неплохие скоростные качества машин его переделали в "Летающий поросенок" (Flying pig), и вся гамма стала известна как "Свиная серия". Официально же новые автомобили получили марку "Эйс" (Асе). Их особенностями были подвеска силового агрегата на резиновых опорах, конусное сцепление в масляной ванне, кабина с деревянным каркасом, обитая листовой сталью, и очень низкая стоимость - 260 фунтов стерлингов.

В 30-е гг. эта серия стала олицетворением "Денниса". Автомобили "Эйс" выпускали как седельные тягачи, шасси для мусоровозов, поливочно-моечных машин и автобусов, в капотных и бескапот-ных вариантах 4x2 или 6x2 грузоподъемностью от 1,75 до 6 т, с дизелями различных изготовителей. Самые мощные 7-тонные модели 6x2 с 6-цилиндровым мотором "Гарднер" (Gardner) имели полукапотную компоновку. За специфическую внешность они получили прозвище "Бульдог". До войны изготовили более 7,5 тыс. автомобилей этой серии. В 1937 г. в дополнение к ней появилась бескапотная гамма "Мэкс" (Мах) грузоподъемностью 6-8 т с новым 4-цилиндровым дизелем "Деннис 0.4" (6786 см3, 77 л.с.) и головкой блока "Ланова" (Lanova). Перед самой войной выпустили новую 5-тонную гамму "Пэкс" (Pax) с 6-цилиндровым дизелем "0.6" (7580 см3, 100 л.с.) с четырьмя клапанами на цилиндр. Этот двигатель устанавливали также на вариант "Мэкс Мэйджор" (6x2) полной массой 10,5 т с двумя передними управляемыми мостами. Оба грузовика сразу же поступили на вооружение британской армии. В военное время "Деннис" выпускал также опытные партии автомобилей с колесной формулой 6x6 и 8x8, гусеничные бронетранспортеры и танки "Черчилль" (Churchill).

В 1945 г. возобновилось производство разработанных до войны гражданских серий "Пэкс" и "Мэкс". Особенно популярным стал "Пэкс" полной массой до 9 т, предлагавшийся в ка-потном и бескапотном исполнениях, как седельный тягач "Хорла"(Ног!а), грузовик для доставки пива в бочках, шасси для мусоровозов и пожарных машин. С 1948 г. на базовом шасси применяли дизель "Перкинс" (Perkins), а в 1958 г. "Пэкс III" получил скругленный капот и мотор "Би-Эм-Си" (ВМС) мощностью 105 л.с. На пожарных шасси "F" использовали двигатель "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) мощностью 150 л.с., разгонявший автомобиль до 96 км/ч за 45 с. В1955 г. развитием довоенной "Свиной серии" стал бескапотный 3-тонный "Херон" (Heron) с дизелем в 54 л.с., 4-ступенчатой синхронизированной коробкой и гипоидной главной передачей.

"Мэкс" не получил столь высокого признания, как "Пэкс", и предлагался в 2- и 3-осных исполнениях "Мэкс б" полной массой до 25 т с 6-цилиндровым дизелем (100 л.с.). В1946 г. появился 12-тонный грузовик "Джюби-лент" (Jubilant) 6x4 с тем же двигателем, 5-сгупенчатой коробкой и двойной главной передачей. Автомобиль не имел особого успеха. Через два года "Деннис" выпустил 8-тонный "Сэнтор" (Centaur) - "Центавр" полной массой 13,5 т с 6-цилиндровым дизелем собственного производства (5,5 л, 87 л.с.) и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем. С 1957 г. на смену "Мэксу" пришел "Хефти" (Hefty), а "Центавр" заменили на 7-тонный "Кондор" (Condor) полной массой 14 т. Обе модели получили новую цельнометаллическую кабину фирмы "Мотор Пэнелз" (Motor Panels). В 1952 г. на базе автобусного шасси "Лансит UF" был создан низкорамный 3-тонный "Сторк" (Stork), предназначенный для городских перевозок.

Его 4-цилиндровый дизель "Перкинс" (52 л.с.) был расположен горизонтально под рамой. Это был первый грузовик фирмы с гипоидной главной передачей. Его развитием стал в 1958 г. развозной фургон "Пэревэн" (Paravan) с низко расположенной кабиной и дверью в переднем левом углу кузова. В 1960 г. появился низкорамный 1,5-тонный перед-неприводный развозной фургон "Вендор" (Vendor) с независимой подвеской всех колес и погрузочной высотой всего 190 мм. Сначала он имел двигатели фирмы "Стандард" (Standard), a впоследствии получил мощный мотор "Ягуар" (Jaguar) рабочим объемом 2,8 л и автоматическую коробку передач. К середине 50-х гг. относится также выпуск одного из наиболее известных английских 2-этажных автобусов "Деннис Лолайн" (Loline).

В начале 60-х гг. появились первые признаки надвигавшегося кризиса британской автомобильной промышленности. Поэтому для реорганизации производства и обновления программы в 1960 г. на "Деннис" пришел новый главный конструктор Том Тиллсон (Тот Tillson). Он модернизировал популярную серию "Пэкс", и в том же году появился 5-тонный вариант "Пэкс IV" с более элегантной кабиной над двигателем со стеклопластиковыми панелями и мотором "Би-Эм-Си" (105 л.с.). Через три года его заменил "Пэкс V" в 2- и 3-осных исполнениях, внешне отличавшийся лишь четырьмя фарами. Для него предлагали 6-цилиндровые дизели "Перкинс" и АПК (АЕС), а также 5-цилиндровый "Гарднер". В 1971 г. "Пэкс" переименовали в "Доминент" (Dominant), который впервые получил дизель "Перкинс" с турбонаддувом мощностью 155 л.с. Из тяжелых автомобилей с 1965 г. выпускали "Максим" (Maxim) полной массой 16-22 т (в составе автопоезда -до 32 т). Сначала его оборудовали американским дизелем "Камминс" (Cummins) V8 мощностью 185 л.с., но грузовик оказался дорогим и успеха не имел. Замена двигателя на "Перкинс" V8 (170 л.с.) не принесла нужного результата.

В 1964 г. "Деннис", выкупив небольшую фирму "Меркьюри" (Mercury), дополнил свою программу промышленными и аэродромными тягачами и развозными автомобилями "ТЗ" грузоподъемностью 2,7 т. Вскоре "Деннис", не выдерживая конкуренции, вошел в полосу неудач. Основную ставку пришлось делать на некогда второстепенную продукцию - шасси для коммунального хозяйства и пожарные машины. В 1968 г. было разработано универсальное низкорамное шасси "Дельта" (Delta) с новой стеклопла-стиковой кабиной фирмы "Оугл" (Ogle). Но с началом следующего десятилетия положение фирмы ухудшилось, и в 1972 г. "Деннис" приобрела финансово-промышленная группа "Хистэйр" (Hestair), которая инвестировала большие средства в обновление производства.

В результате в 1976 г. основу производства составило новое поколение пожарных машин серии "R" с двигателями разных фирм (155-235 л.с.) и несколькими вариантами кабин. Через два года появилось обновленное шасси "Дельта" для мусоровозов в 2- и 3-осном исполнениях с дизелями "Перкинс" или "Гарднер" (155-180 л.с.) и откидываемой кабиной "Мотор Пэнелз". Ее предлагали цельнометаллической, с алюминиевой или стеклопластиковой облицовкой. В 1985 г. группа "Хистэйр" разделила "Деннис" на три отделения, придав им статус самостоятельных фирм. В таком состоянии "Деннис" в 1989 г. перешел во владение холдинговой компании "Трини-ти" (Trinity), которая присоединила еще две английские компании, выпускающие пожарные автомобили и автобусы. В настоящее время под маркой "Деннис" работает два независимых предприятия. В Гилдфорде, в двух милях от старых цехов, в 1990 г. введен в строй новый завод, где с 1994 г. собирают пожарные автомобили новых семейств "Рэпир" (Rapier) и "Сэйбр" (Sabre), а также пять типов автобусных шасси. С 1995 г. второе отделение "Деннис Игл" (Dennis Eagle) в Уорвике выпускает низкорамное шасси "Игл Элит" (Eagle Elite), а бывший филиал "Денниса" по производству промышленных тягачей "Меркьюри" переведен в Галифакс.

Шасси "Элит" полной массой 17-26 т предлагают в вариантах 4x2, 6x2 и 6x4 для установки мусоровозов "Игл Феникс" (Eagle Phoenix), съемных кузовов, подъемных платформ для обслуживания самолетов и специальных надстроек собственного производства. На них применяют 6-цилиндровые дизели "Камминс" серии "С" (8,3 л, 210 л.с., с турбонаддувом - 260 л.с.), механическую 6-ступенчатую или автоматическую 5-ступенчатую коробку передач "Эллисон" (Allison), три типа подвесок - резиновую, рессорную или пневматическую. Специальная просторная 2-, 3- или 6-местная кабина со спальным местом пониженного расположения с хорошей обзорностью имеет каркас из нержавеющей стали и стеклопластиковую облицовку. Высота расположения нижней ступеньки ~ 40 см от поверхности дороги. Об их популярности свидетельствует тот факт, что сегодня в стране 50% мусоровозов носят марку "Деннис". Их экспортируют в Австралию и англоязычные страны Азии и Африки.
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы