Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики DAF

Братья Хуберт Йозеф (Hubertus Josephus) и Биллем Антоний Винсент ван До-орне (Willem Antonius Vincentiusvan Doorne), более известные какХубиВим, 1 апреля 1928 г. открыли в помещении бывшей пивной в Эйндховене механическую мастерскую, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Вскоре они начали изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. С 1932 г. фирма получила название "Фабрика прицепов братьев ван Доорне" (Van Doorne's Aanhangwagenfabriek), сокращенно ДАФ, а с 1934 г. специализировалась на автомобильных полуприцепах с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах. В 1936 г. фирма ДАФ начала переделывать легковые и 2-осные грузовые автомобили в варианты с колесной формулой 6x4, заменяя обычный задний мост на 2-ос-ную ведущую тележку "Традо" (Trado), получившую свое название от сочетания первых букв фамилий инженера Фон дер Траппена (Von der Trappen) и братьев ван Доорне. В том же году появился первый автомобиль марки ДАФ - армейская амфибия "МС139" с абсолютно симметричной формой передней и задней части, центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами.

Проект первого грузовика ДАФ начали разрабатывать еще в 1940 г., а через восемь лет он воплотился в две опытные бескапотные машины "DT5" и "DT10" грузоподъемностью 5 и 10 т с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с 4-секционным лобовым стеклом. В 1949 г. в производство пошли грузовики с более скромной кабиной над двигателем фирмы "Розет" (Reset). Через пару лет все семейство состояло уже из четырех базовых моделей грузоподъемностью 3-6 т с американскими 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями "Геркулес" (Hercules) рабочим объемом 4,0-4,9 л и мощностью 83-102 л.с. или английскими дизелями "Перкинс" (Perkins) мощностью 70~83 л.с. В зависимости от типа мотора автомобили имели обозначения "АЗО", "А40", "А50", "D50", "А60" и "D60", 4-ступенчатую коробку передач, сварную штампованную раму из высококачественной стали, гидропривод тормозов, колесную базу 2650-4900 мм. С 1950 г. началось производство 1-тонных фургонов "А10" с колесной базой 2400 мм, бензиновым двигателем "Геркулес" (2,2 л, 46 л.с.) и 3-сгупенчатой синхронизированной коробкой передач. Небольшими партиями фирма выпускала 1-тонные капотные пикапы "А107" и "А117".

Успех этих машин в Голландии и соседних странах позволил увеличить объем их выпуска со 150 в 1949 г. до 3100 штук в 1954 г., освоить специальные и автобусные шасси и с 1953 г. существенно расширить производственные площади предприятия. В 1955 г. началось изготовление новых серий "1100", "1300" и "1500" грузоподъемностью 5, 6 и 7 т соответственно и полной массой 8,4-11,Отсдизе-лями "Лейланд 0.350" (Leyland) рабочим объемом 5750 см3 и мощностью 105 л.с. С окончанием строительства моторного цеха в Эйндховене приступили к лицензионному производству английских дизелей "0.350", получивших обозначение "DD575" и отрегулированных на мощность 120 л.с. Их устанавливали на новые серии "1600" и "1800" полной массой 12-14 т. С конца 50-х годов фирма выпускала также собственный бензиновый двигатель "ВВ475" (155 л.с.).

В 1957 г. появилась единственная разработанная полностью на ДАФе серия капотных грузовиков. Поначалу она состояла из двух базовых моделей "А12" и "А15" грузоподъемностью 4,5~7,0тсдвигателями "Геркулес", "Перкинс" или "Лейланд". Впоследствии в это семейство, выпускавшееся до 1970 г., влились новые варианты "А13", "А16" и "А18". Считается, что именно эта гамма создала характерный облик ранних грузовиков ДАФ с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 г. и на новые бескапотные серии "А2000" и "АЗООО" (6x2) грузоподъемностью 8~11 т для дальних перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 т. В 1961 г. на седельном тягаче "AS2000DO" появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Эти автомобили выпускали до 1967 г. в исполнениях "2200", "2300", "2400" и "3200" с колесной формулой от 4x2 до 6x4. Сначала их комплектовали в основном собственным двигателем "DD575" мощностью 120 л.с., с 1959 г. - вариантом "DS575" с турбонаддувом мощностью 165 л.с. С 1960 г. применяли новый дизель "DO680" (ISO-190 л.с.), а последнюю серию "А2400" с 1965 г. комплектовали двигателем "DP680" (220 л.с).

Огромное значение в становлении компании ДАФ сыграли армейские полноприводные автомобили, выпускавшиеся в соответствии с планом Маршалла и оснащавшиеся преимущественно бензиновыми моторами "Геркулес". В 50-е гг. эта программа включала пять базовых моделей от легкого джипа "YA054" и 1-тонного тактического грузовика "YA126" (4x4) до 3-тонного вездехода : "YA328" (6x6). Последи! был признан не и ним из наиболее военных автомобилей всех времен, но и самым оригинальным грузовиком из-за его бортовой трансмиссии ,с червячными главными передачами, торсионной подвески и клиновидной кабины. Этот автомобиль послужил базой для пожарных машин и бронетранспортеров.

В 1958 г. аббревиатура ДАФ получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться "Ван Доорне Аутомобиль Фабрик" (Van Doorne's Automobile Fabriek). В тот год она создала небольшую легковую модель ДАФ-600. Помимо 2-цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.) она отличалась необычной автоматической кли-ноременной трансмиссией "Вариоматик" (Variomatic). В последующие годы эта машина постоянно совершенствовалась, а ее многочисленных наследников до 1980 г. предлагали как пикапы и легкие фургоны. В 1967 г. с использованием агрегатов легкового автомобиля ДАФ-33 с 2-цилиндровым двигателем (850 см3, 40 л.с.) и трансмиссией "Вариоматик" началось производство миниатюрного грузовика "Пони" (Pony) полной массой 1,6 т. Он мог перевозить 750 кг грузов и развивал скорость 70 км/ч. Выпускали его всего три года.

Очередное обновление основной грузовой программы началось в 1960 г. с внедрения гаммы бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного восьмиугольника. Это семейство находилось на производстве свыше 10 лет и включало многочисленные варианты базовых серий "А1300", "А1500", "А1600", "А1800" и "А1900" с собственными бензиновыми и дизельными двигателями (120-165 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Более важное событие произошло в 1962 г., когда фирма представила принципиально новую бескапотную серию "А2600" полной массой 16~19 т с более вместительной и удобной кабиной с модной в то время передней облицовкой с четырьмя фазами. Вначале основным силовым агрдщом был дизель "DP680" (220 л.с.). Год спустя появилась унифицированная серия "А2300" полной массой 15,4 т с такой же кабиной, но с двигателем "D0680" (180 л.с.).

Эти автомобили оснащали новой сварной рамой, рессорной подвеской с передними телескопическими гидроамортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем. В свое время они считались наиболее совершенными, безопасными и красивыми и принесли фирме всемирное признание. Другим важным моментом в истории ДАФа стало приобретение в 1968 г. лицензии на рядный б-цилиндровый дизель "Лей-ланд 0.680", который лег в основу наиболее известного двигателя ДАФ серии "DK1160". При этом его рабочий объем возрос с 11100 до 11627 см3, а мощность составляла 165~230 л.с. ременно был создан 6-цилиндровый дизель (68 см3, 156 л.с.), - впервые установленный на последнюю капотную модель "А18". В начале 70-х гг. на ДАФе создали максимально унифицированную гамму грузовиков "F", собираемых из стандартизированных деталей и агрегатов и оснащенных несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии были заменены новыми многочисленными, внешне почти не отличавшимися друг от друга моделями, с различными техническими параметрами. Одновременно ввели новую индексацию моделей, существующую до сих пор: "FA" - грузовик с бортовой платформой; "FT" - седельный тягач; "FAG", "FAT" и "FAD" -шасси 6x2, 6x4 и 8x4 соответственно; "FAZ" - вариант 6x6.

Обострение экологических проблем привело ДАФ в 1971 г. в так называемый "Клуб четырех", куда входили также фирмы "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz), САВИЭМ (SAVIEM) и "Вольво" (Volvo). Так в 1975-76 гг. в программе ДАФа появились легкие серии "F500", "F700", "F900" и "F1100". Первые две с дизелем "Перкинс" (80 л.с.), остальные - с собственным двигателем "DD575" (105 л.с.). По заказу все они комплектовались автоматической коробкой передач. На все автомобили устанавливали совместно созданную четырьмя компаниями новую кабину "Клуб" (Club) привлекательной внешности. С1971 г. фирма выпускала также собственную "легкую" серию "F1200/1400" с кабиной "F198" ~ уменьшенной копией версии "F1600". В 1978-79 гг. ее сменила созданная "Клубом четырех" гамма, состоявшая из моделей "F1300" и "F1500" полной массой 12-14 т с дизелем "DF615" (115 л.с., с турбонаддувом - 153 л.с.) и 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач.

Для гаммы средних грузовиков в 1970 г. была внедрена кабина "F218", внешне отличавшаяся от модели "2600" лишь облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 мм крышей. Всего же гамма включала базовые модели "F1600", "F1800", "F2000", "F2200", "F2400", "F2500" и "F2600" полной массой 13,0-16,3 т. С 1973 г. начался выпуск тяжелой гаммы "F2800" с кабиной "F241", выделявшейся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы и четырьмя круглыми фарами. На автомобили устанавливали новые дизели "DU825" (216 л.с.), а также двигатели "DK1160", в том числе новые варианты "DKT1160" стур-бонаддувом мощностью 255~ 304 л.с. и коробки передач с числом ступеней от 6 до 13. Внедрение в 1973 г. системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на дизеле "DKS1160" позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Отсутствие более мощных двигателей заставило фирму использовать на своем самом тяжелом армейском тягаче "FTT3500" (6x4) американский дизель "Камминс" (Cummins) мощностью 475 л.с. С 1979 г. на магистральных тягачах "FAT2800" применяли усовершенствованный дизель "DKSE1160" (280 л.с.) с промежуточным охлаждением, имевший лучшие для своего времени скоростные и нагрузочные характеристики и обладавший наилучшим в то время минимальным удельным расходом топлива - 149 г/л.с.ч. Он оснащался системой VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и оптимальном режиме переключения передач.

В 1976 г. дебютировали грузовики "F2300" полной массой 16 т с дизелем "DH825" (156 л.с.) или его вариантами "DHR825" (204 л.с.) с турбонаддувом и "DHU825" с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (230 л.с.). Автомобили предлагали в вариантах 4x2, 6x2 или 6x4 с колесной базой 2850-3650 мм и кабиной "F241" со спальным местом. С1977 г. их дополняла серия "F2100" с новой кабиной "F220", в целом идентичной модели "F241", но оснащенной механизмом опрокидывания.

Для расширения программы и выхода на новые рынки в ноябре 1971 г. ДАФ подписал соглашение с компанией "Интернэшнл Харвестер" (International Harvester). В результате в 1973 г. в программе появился тяжелый капотный строительный самосвал "NAT2505" (6x4), представлявший собой американский "Пэйстар-5000" (Paystar) с голландским дизелем "DKA1160" мощностью 230 л.с. С 1979 г. его заменил самосвал "NAT2800" с двигателем "DKS1160" (310 л.с), кабиной "Магирус-Дойц", 16-сгупенчатой коробкой передач ЦФ и мостами "Штайр" (Steyr).

В 70-е гг. ДАФ создал множество интересных специальных конструкций. Например, в 1978 г. фирма представила шасси "FM2000" для перевозки строительных панелей с рамой в виде двутавровой балки и колесной базой 5860 мм. Совместно с электротехническим концерном "Филипс" (Philips) был создан опытный 4-цилиндровый двигатель внешнего сгорания системы Стерлинга (Sterling) мощностью 200 л.с. С 1978 г. ДАФ ввел в свою программу тягачи для контейнерных терминалов, а с 1979 г. прекратил выпуск прицепов. Вместе с тем, энергетический кризис заставил ДАФ продать в 1976 г. свое легковое отделение шведской компании "Вольво", что позволило сосредоточить все силы на грузовиках. В результате в 1979 г. объем производства превысил 15 тыс. штук, в том числе 1 тыс. автобусов, а в 1980 г. фирма отпраздновала выпуск 200-тысячного автомобиля. На предприятиях фирмы в Голландии и Бельгии трудилось в это время 9,1 тыс. человек.

1980-е гг. начались с модернизации всех ранее созданных автомобилей. Тяжелую гамму пополнили серии "F2305" и "F2505", укомплектованные наиболее мощными вариантами дизелей семейства "DH825" (220-250 л.с.), 6- или 16-ступен-чатыми коробками передач. Серия "F2805" получила два типа двигателей - "DKTD1160" и "DKSE1160" (255-280 л.с), 12- и 16-ступенчатые коробки передач. С1982 г. выпускалась гамма "F3300" с дизелем "DKX1160" с турбонаддувом. В 1981 г. все кабины тяжелых машин получили усиленную звукоизоляцию, понизившую уровень внутреннего шума на 4-5 дБ. С 1986 г. на новых сериях "F1700" и "F1900" (158-212 л.с.) полной массой 14,0-17,5 т появилась модернизированная кабина с упрощенной передней облицовкой, менявшаяся затем на всех тальных моделях. Благодаря полнительнои звукоизоляции ДАФ к концу десятилетия стал первой в Европе фирмой, которой удалось снизить уровень внутреннего шума до 79 дБ. В 1985 г. было внедрено второе поколение системы промежуточного охлаждения "ATi" (Advanced Turbo Interceding), позволившей повысить мощность при сокращении расхода топлива и снижении содержания токсичных примесей в отработавших газах.

С середины 80-х гг. начался выпуск новой флагманской серии "F3600" сдизелем "DKZ 1160ATi" мощностью 373 л.с. К этому же времени относится создание фирмой АФ уникальных грузовых полноприводных автомобилей для участия в ралли-марафоне Париж-Дакар. В гонках 1984 г. участвовал прозванный "Чудовищем" вариант "FAV 3300DKX2" с двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и двумя кабинами - спереди и сзади. При полной массе 13 т он развивал скорость 160 км/ч. Через год этот вариант появился в облегченном исполнении с одной кабиной. Он весил 11,5 т и достигал скорости 165 км/ч. В 1986 г. на старт вышел "FAV 3600DKX2 Турбо Твин II" (Turbo Twin) с двумя двигателями по 495 л.с, позволившими впервые в мире превзойти на тяжелом серийном грузовике рубеж скорости 200 км/ч.

Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась крупными приобретениями: в апрель 1987 г. вступил в силу контракт о покупке круп-неушего британского изготовителя грузовых автомобилей, бывшего (паньона ДАФа пании "Лейланд", а одно с нею и небольшой фирмы "Фрейт Ровер" (Freight Rover) из Бирмингема. Так было образовано британское отделение "Лейланд-ДАФ", и уже в декабре 1986 г. была представлена серия развозных фургонов ДАФ V400 полной массой 2,8-3,5 т, представлявших собой копию английских моделей. Через три года появилась легкая модель "V200" полной массой 2,5 т с дизелем Вжинс"(60 л.с.). С1988 г. на главном заводе в городе Лейланд под маркой "Лейланд-ДАФ" была налажена сборка грузовиков ДАФ F1900.

Между тем в августе 1987 г. на главном предприятии в Эйндховене началось производство новой тяжелой серии "95", которой было присуждено звание "Грузовик 1988 года". На машины установили новую кабину "F249", разработанную совместно с испанской фирмой "ЭНА-СА-Пегасо" (ENASA-Pegaso). Первое время автомобили предлагали с прежними дизелями серии "1160" (306, 352 и 383 л.с.). Позже серию "95" пополнили варианты полной массой 20,5-35,0 т с двигателями мощностью до 507 л.с., и через год флагманом стал седельный тягач "FT95.500" с 14-литровым дизелем "Камминс", который имел ресурс свыше 1 млн. км пробега и удовлетворял перспективным нормам "Евро-2", с новыми кабинами повышенной комфортности. В 1994 г. сенсацию вызвал автомобиль "FT95" с кабиной "Супер Спейс Кэб" (Super Space Cab) с внутренним объемом 10 м3, высотой от пола до потолка 2255 мм, шириной спального места 810 мм.

Тем временем, на новом заводе ДАФа в Тэйме началась сборка серий "45" и "55" полной массой 6,5-15,0 т с 6-цилиндровыми дизелями "Камминс" (5,9 л, 132-211 л.с.). В 1992 г. появились новые серии "65", "75" и "85" полной массой 18,0-34,0 т с дизелями мощностью 181"401 л.с., многоступенчатыми коробками передач и пневматической подвеской. С 1998 г. их модернизированные варианты с индексом "CF" (Compact Forte) получили более обтекаемую кабину, сужающуюся к передней части, и двигатели мощностью до 430 л.с. Новый тяжелый автомобиль "ДАФ 95XF" (Extra Forte) заслужил звание "Грузовик 1998 года". При сохранении общего стиля 95-й серии кабина получила более высокие двери, полностью закрывающие боковые ступени, и новую облицовку радиатора. Для автомобиля предназначены дизели "Камминс" (381-530 л.с.) и система переключения передач "Сервошифт" (Servoshift) с пневматическим усилителем. В сентябре 2000 г. для тяжелых серий была представлена новая еще более экстравагантная кабина "CF" повышенной вместимости.

Несмотря на огромные достижения, положение ДАФа с конца 80-х гг. стало ухудшаться. В 1993 г. британское отделение "Лейланд-ДАФ" распалось. В Леиланде англичане наладили сборку своих прежних грузовиков, а отделение в Бирмингеме превртилось в самостоятельную фирму ЛДВ (LDV). Осенью 1996 г. американская машиностроительная корпорация "Паккар" (Paccar) выкупила 100% акций ДАФа, став ее полноправным владельцем. При этом с 2000 г. английское отделение в Тэйме было переименовано в ДАФ. С 2001 г. оно начало выпуск нового легкого семейства "LF". Компания ДАФ, выпуская в среднем по 25 тыс. автомобилей в год, остается одним из крупнейших в мире изготовителей средних и тяжелых грузовиков.
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы