9 августа 1944 г., всего через 6 дней после освобождения Минска
от немецко-фашистских войск, в старых ремонтных мастерских
началась сборка армейских грузовиков "Студебекер" (Studebaker)
из узлов, поступавших из США по лендлизу. В 1945 г.
правительство СССР приняло решение о создании на их базе
предприятия по производству тяжелых грузовиков - Минского
автомобильного завода (МАЗ). Первыми машинами, которые были
изготовлены к 7 ноября 1947 г., стали 6-тонные самосвалы
МАЗ-205 с пря-мобортными кузовами, созданные специалистами
Ярославского автозавода (ЯАЗ). Его основой являлся
автомобиль ЯАЗ-200, от которого МАЗ-205 унаследовал
4-цилиндровый 2-тактный дизель ЯАЗ-204А (4650 см3, 110 л.с.)
с непосредственным впрыском и прямоточной продувкой, основой
которого были американские моторы "Джи-Эм 4-71" (GM).
Автомобиль с колесной базой 3800 мм оборудовали
5-ступенчатой коробкой передач Ярославского завода,
пневматическим приводом тормозов, дерево-металлической
кабиной, дисковыми колесами. При полной массе 12,8 т
самосвал развивал максимальную скорость 50 км/ч.
В 1950 г. в Минск перевели производство 7-тонных грузовиков
ЯАЗ-200 с бортовой платформой, получивших с февраля 1951 г.
марку МАЗ-200. Внешне они отличались вертикальной решеткой
радиатора и новой объемной эмблемой в виде хромированного
зубра. Машина оснащалась тем же двигателем, имела
увеличенную до 4520 мм колесную базу и развивала скорость 65
км/ч. В 1951 г. появился первый собственный вариант МАЗ-200Г
с высокобортным кузовом. На следующий год началось
изготовление предназначенного для автопоезда полной массой
23,2 т седельного тягача МАЗ-200В с модернизированным
2-тактным дизелем ЯАЗ-204Б (130 л.с.). Через некоторое время
на МАЗе развернулось производство собственного прицепного
состава для своих автомобилей. В 1955 г. появился
автомобиль-лесовоз МАЗ-501 (4x4) с 10-ступенчатой коробкой
передач, постоянным приводом на оба моста и несимметричным
межосевым блокируемым дифференциалом, передававшим на задний
мост 2/3 крутящего момента. В сцепе с 2-осным
прицепом-роспуском он мог вывозить из леса 30-метровые
хлысты деревьев массой до 15 т. Со следующего года на его
базе появились 4-тонный бортовой грузовик МАЗ-502 и вариант
с лебедкой МАЗ-502А на односкатных колесах. В 1962-64 гг.
завод предлагал переходные модели: грузовик МАЗ-200П и
седельные тягачи МАЗ-200М и МАЗ-200Р. На грузовики серии
"200" в 1959 и 1964 гг. пришелся выпуск 100- и 200-тысячного
автомобиля марки "МАЗ".
В 1950 г. на МАЗе было создано конструкторское бюро
сверхтяжелых грузовых автомобилей, которое возглавил
известный конструктор Борис Львович Ша-пошник (1902-1985).
Под его руководством 17 сентября 1950 г. был собран первый
25-тонный карьерный самосвал МАЗ-525 с верхнеклапанным
4-тактным дизелем Д-12А, V12 (38,8 л, 300 л.с.), 2-дисковым
сцеплением с гидромуфтой, механической 5-ступенчатой
коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма,
цельнометаллическим кузовом вмести.-мостью 14,3 м3. При
полной массе 50 т самосвал развивал скорость 30 км/ч. В1957
г. началось изготовление 3-осной машины МАЗ-530 (6x4)
грузоподъемностью 40 т и полной массой 77,5 т. Мощность
двигателя довели до 450 л.с. Впервые на этом автомобиле были
использованы гидромеханическая трансмиссия, включавшая
гидротрансформатор, 3-ступенчатую планетарную коробку
передач, межосевой дифференциал и планетарные колесные
редукторы. МАЗ-530 развивал скорость 42 км/ч и расходовал
200 л топлива на 100 км. С 1956 г. МАЗ выпускал также
необычные для тех времен специальные колесные машины:
строительный МАЗ-528 (4x4) и 300-сильный аэродромный тягач
МАЗ-541 (4x2) для буксировки 85-тонных самолетов, а также
лесовозМАЗ-532 (4x4) с двигателем мощностью 165 л.с. В
программу входили одноосные тягачи МАЗ-529В и МАЗ-531 с
моторами мощностью 165 и 300 л.с. для буксировки скреперов.
В июне 1954 г. при МАЗе было создано специальное КБ под
руководством Б. Л. Шапошника для разработки полноприводных
машин. В 1956 г. появился первый автомобиль МАЗ-535 (8x8) с
двигателем мощностью 375 л.с., за которым вскоре последовал
его усиленный двойник - МАЗ-537 (525 л.с.). На них
применялись прежние дизельный двигатель Д-12А,
гидромеханическая трансмиссия, колесные планетарные
редукторы, гидроусилитель рулевого механизма, блокируемые
дифференциалы и система подкачки шин, независимая
рычажно-торсионная подвеска. В армии они служили тягачами и
носителями мощного вооружения, а в народном хозяйстве
работали в отдаленных районах для доставки труб или особо
тяжелых грузов. По качеству равных им в СССР не было,
недаром завод давал 10-летнюю гарантию на Свои секретные
машины. С1960 г. изготовление семейства МАЗ-535/537 освоил
Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), а МАЗ продолжил
разработку машин нового семейства МАЗ-543 с двумя кабинами,
получивших неофициальное название "Ураган".
Еще в 1958 г. на МАЗе собрали первые образцы машин нового
поколения "500" с кабиной над двигателем, но лишь в 1965 г.,
после реконструкции завода, развернулось их серийное
производство. Базовым вариантом стал бортовой 7,5-тонный
МАЗ-500 с колесной базой 3850 мм. На нем использовались
новый дизельный двигатель Ярославского моторного завода
ЯМЗ-236 V6 (11149 см3, 180 л.с.) с непосредственным впрыском
и камерами сгорания в поршне, 5-ступенчатая коробка с
синхронизаторами на четырех высших передачах, разнесенная
главная передача с планетарными колесными редукторами,
гидроусилитель рулевого механизма, телескопические
гидроамортизаторы в передней подвеске, бездисковые колеса,
откидываемая цельнометаллическая кабина. Базовая модель
полной массой 14,2 т развивала скорость 75 км/ч, а расход
топлива составлял 25 л на 100 км. Первыми ее вариантами
стали бортовой МАЗ-500Г с тентом и седельный тягач МАЗ-500В
для буксировки 14-тонного полуприцепа МАЗ-5243. В 1965 г.
завод выпустил северный вариант МАЗ-512 и тропический
МАЗ-513, а также 7-тонный самосвал МАЗ-503 с кузовом
вместимостью 3,8 м3 и короткобаз-ный седельный тягач МАЗ-504
(база 3280 мм), работавший с полуприцепом МАЗ-5245 в составе
автопоезда полной массой 24 т. Весьма оригинальными были
опытные самосвалы МАЗ-510 с одноместной кабиной и кузовом с
защитным козырьком и МАЗ-511 с двухсторонним опрокидыванием.
В 1969 г. появился лесовоз МАЗ-509 (4x4) со сдвоенными
задними колесами, постоянным приводом всех колес и лебедкой,
предназначенный для работы с 2-осными роспусками ГКБ-9383
или ТМЗ-803М полной массой 29 т. На его базе выпустили
партию седельных тягачей МАЗ-508 (4x4). Годом ранее завод
изготовил свой первый 3-осный автомобиль -14-тонный грузовик
МАЗ-516 (6x2) с третьим поддерживающим и подъемным мостом.
В 1970 г. произошла модернизация семейства "500". Колесная
база бортовой модели МАЗ-500А возросла на 100 мм,
грузоподъемность увеличилась до 8 т. Соответственно
изменились и производные модели: самосвалы МАЗ-503А и
МАЗ-503Б с кузовами емкостью до 5,1 м3, седельные тягачи
МАЗ-504А, МАЗ-504Б и МАЗ-504Г для бортовых и самосвальных
полуприцепов. Исключением стал магистральный тягач МАЗ-504В,
получивший новый дизель ЯМЗ-238 V8 (14860 см3, 240 л.с). Он
работал с 2-осным бортовым полуприцепом МАЗ-5205 (полная
масса автопоезда 32т), имел спальное место в кабине,
подрессоренное сиденье водителя и выпускался до 1979 г. В
1973 г. новый мотор установили на 3-осный грузовик МАЗ-516Б
грузоподъемностью 14,5 т. Через год выпустили бортовой
вариант МАЗ-514 (6x4) с двигателем ЯМЗ-238Е (265 л.с.) и
8-сту-пенчатой коробкой передач. На седельном тягаче
МАЗ-515Б использовался дизель ЯМЗ-238Н (300 л.с.),
позволивший увеличить массу автопоезда до 40,6 т.
Третье поколение МАЗов 1977-89 гг. представляло собой набор
различных переходных комбинаций из шасси 500-й серии со
старыми и новыми двигателями, коробками передач и кабинами,
которые стали базой для всех современных моделей. Первым
прообразом современного поколения стал 8-тонный грузовик
МАЗ-5335, отличавшийся лишь облицовкой кабины и
цельнометаллической грузовой платформой. На его базе
выпускали 7,2-тонный самосвал МАЗ-5549, седельные тягачи
-магистральный МАЗ-5429 с 3-местной спальной кабиной и
МАЗ-5430 для работы с самосвальным полуприцепом, а также
лесовоз МАЗ-509А (4x4). На бортовой 8,5-тонный грузовик
МАЗ-53352 установили новый дизель ЯМЗ-238Е (265 л.с.) и
полностью синхронизированную 8-сгупенчатую коробку передач.
На его шасси создали седельный тягач МАЗ-5428 для
автопоездов полной массой 33 т. К этому времени наметились
контуры более совершенного семейства, которое основывалось
на новыхдизелях ЯМЗ (280-360 л.с.), двухдиапазон-ной
8-ступенчатой коробке передач и новой откидываемой кабине,
предлагавшейся в коротком и удлиненном (спальном) вариантах.
Обновленное семейство включало 2- и 3-ос-ные бортовые
грузовики МАЗ-5336 (4x2), МАЗ-6301 (6x2) и МАЗ-6302 (6x4),
седельные тягачи "5432", "5433", "6421" и "6422", самосвал
"5551" и лесовоз "5434" (4x4). Первым из них в 1978 г. был
седельный тягач МАЗ-6422 (6x4), так называемый "СуперМАЗ",
оборудованный дизелем ЯМЗ-238Ф с турбонадцувом (320 л.с.),
стабилизаторами поперечной устойчивости в подвеске и
наиболее комфортабельным вариантом кабины с двумя спальными
местами. Он работал с 3-осным бортовым полуприцепом МАЗ-9398
грузоподъемностью 26 т. Полная масса автопоезда достигла 42
т, максимальная скорость - 88 км/ч.
Через год началось производство аналогичной 2-осной модели
"5432". Переход на новое поколение практически завершился к
1985 г., и базовыми стали седельные тягачи МАЗ-54322 и
МАЗ-64227 с более комфортабельными кабинами. Для замены
серии "5335" наладили выпуск грузовиков "5337", самосвалов
"5551" и седельных тягачей "5433" со 180-сильным дизелем V8.
В 1988 г. к ним добавились модели "54321" и "64221",
получившие новые двигатели ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360
и 425 л.с. В том же году началось сотрудничество с немецкой
фирмой МАИ (MAN), чьи 360-сильные двигатели были впервые
установлены на тягачи МАЗ-54326 и МАЗ-64226. Наконец, в 1988
г. на Парижском автосалоне завод представил опытный
"грузовик будущего" - МАЗ-2000 "Перестройка" длиной 15 м со
всеми силовыми агрегатами, расположенными внутри поворотной
тележки под высокой обтекаемой кабиной. 14 апреля 1989 г.
был собран 1-миллионный грузовик. Им стал тягач МАЗ-6422,
переданный Первому московскому автокомбинату. Параллельно
успешно развивалось производство тяжелых многоосных
автомобилей двойного назначения. В их основе были шасси
МАЗ-543А (8x8) и МАЗ-547 (12x12), служившие носителями
стратегических ракет. С 1973 г. на основе первой модели
началось изготовление гражданского 20-тонного бортового
грузовика МАЗ-7310 (8x8) и лесовоза-плетевоза "73101" с
дизелем Д-12А (525 л.с.).
Впоследствии на их базе создали седельный тягач "7410",
20-тонный самосвал "7510" и трубовоз "7910". После
модернизации в 1979 г. завод начал производство обновленных
грузовиков "73123", тягачей "73132" и самосвалов "7516". С
1986 г. выпускался 21-тонный бортовой 525-сильный вариант
"7313" (8x8) и 6-осное крановое шасси "7913" (12x10)
мощностью 650 л.с. На агрегатах серийных грузовиков был
разработан 4-осный 21-тонный самосвал МАЗ-6515 (8x4) с
дизелем в 425 л.с. Для советской армии изготовлялись 7-осные
шасси-ракетоносцы "7912" и "7917", 8-осные автомобили "7922"
и "7923" для доставки стратегических ракет "Тополь", а также
уникальные 8- и 12-осные транспортеры "7906" и "7907". В
1991 г. это производство было преобразовано в
самостоятельное предприятие - Минский завод колесных тягачей
(МЗКТ).
Переход к экономическим реформам начала 90-х гг.
ознаменовался крупными экономическими и политическими
потрясениями, поставившими МАЗ на грань катастрофы. В
дальнейшем МАЗ смог восстановить силы, модернизировать свои
предыдущие грузовики и создать их новое четвертое поколение.
На них появились защитные ограждения, АБС в приводе
тормозов, противобуксовочная система ASR. Наряду с
российскими двигателями Ярославского и Тутаевского моторных
заводов все шире стали использоваться немецкие моторы МАИ,
американские "Камминс" (Cummins) и даже английские "Перкинс"
(Perkins). На магистральных тягачах применялись
9-ступенчатые коробки передач ЯМЗ, 12- или 16-ступенчатые
"Итон" (Eaton) и ЦФ (ZF), электромеханическая блокировка
дифференциалов, комфортабельные кабины с высокой крышей,
регулируемыми сиденьем и рулевой колонкой.
Основой 2-осных машин 90-х гг. по-прежнему оставались
семейства "5336" и "5337". На их основе создана обширная
гамма автомобилей, различающихся комплектацией и рядом
параметров: бортовые "53362", "53363", "53366", "53368" и
"53371", седельные тягачи "54323", "54326", "5433", "5440",
"5442", "5443", самосвалы "5551", "5552" и полно-приводный
вариант "55513" с дизелями мощностью ISO-460 л.с. Полная
масса одиночного автомобиля составляет 16~25 т, автопоезда -
до 44 т. Новинками в этой серии стали 8,7-тонный грузовик
"534005" (330 л.с.) с кабиной увеличенного объема для работы
с прицепом МАЗ-8701 и седельный тягач "543208" с новым
мотором ЯМЗ-7511 (400 л.с.). В гамме 3-осных машин базовой
моделью стал МАЗ-6303 (6x4), на основе которого выпускают
вариант "630168" (6x2) и полно-приводный 11-тонный грузовик
"6317" (6x6), а также седельные тягачи "64229", "64229-027"
и "6425", самосвалы "5516" (6x4) и "55165" (6x6)
грузоподъемностью 15~16 т, лесовозы "6303-26" (6x4) и
"64255" (6x6) с двигателями мощностью 240-460 л.с. Полная
масса автопоездов - 42-67т.
11 марта 1997 г. с конвейера сошел первый 2-осный седельный
тягач семейства "5440" пятого поколения для автопоезда
полной массой 44 т, развивающий скорость 120 км/ч. По выбору
заказчика его можно оборудовать разными двигателями
мощностью 370-600 л.с., 9-, 12-и 16-сгупенчатыми коробками,
рессорной или пневматической подвеской с электронным
регулированием жесткости. Автомобиль оснащен комфортной
кабиной собственного производства с внутренней высотой 1850
мм и двумя спальными местами. Тягач "544008" снабжен
400-сильным дизелем ЯМЗ-7511, варианты с импортными
агрегатами имеют индексы "544020", "544022", "54421". Начало
новому 3-осному поколению дал седельный тягач МАЗ-6430 (6x4)
для 46-тонных автопоездов. Его варианты "643008" и "643026"
комплектуют 400-сильными дизелями ЯМЗ и МАИ соответственно.
В 1999 г. завод представил необычный для себя 4,5-тонный
развозной грузовик МАЗ-4370 с дизелем Д-245.9 (136 л.с.)
Минского моторного завода (ММЗ). Его производство началось в
марте 2000 г.
23 октября 1998 г. на совместном предприятии "МАЗ-МАН"
начала действовать линия по сборке магистральных тягачей
МАЗ-МАН-543265 и МАЗ-МАН-543268 (4x2) с моторами в 370-410
л.с. для работы в составе 44-тонных автопоездов. Они
базировались на переоборудованных шасси МАЗ-5432 с дизелями
МАИ, кабинами от серии "F2000" и 16-ступенчатой коробкой ЦФ.
С 2000 г. выпускаются 3-осные тягачи "642268" и "642269"
(6x4) с моторами мощностью 400~465 л.с. для буксировки
автопоездов полной массой до 65 т.
Несмотря на все трудности, Минский автозавод с 20-тысячным
коллективом занимает лидирующее положение по производству
грузовых автомобилей в странах СНГ. Если в 80-е гг. он
выпускал до 40 тыс. грузовиков в год, то в 90-е гг. - всего
IT-12 тыс. (в 2000 г. собрано 13085 шасси). Завод
по-прежнему изготовляет широкую гамму различных прицепов и
полуприцепов, а с 1993 г. действует его филиал по
производству многоместных автобусов. Со дня основания МАЗ
изготовил более 1,2 млн. автомобилей.