Известная
американская компания "Катерпиллар" со штаб-квартирой в
Пеории, штат Иллинойс, сначала выпускала гусеничные
тракторы, от которых и появилось вполне естественное
название "Катерпиллар" - "гусеница". Для его сокращения
впоследствии были приняты две торговые марки "Кэт" (Cat) или
просто "С", ставшие символом качества, надежности и
долговечности.
Компания "Катерпиллар" была создана из двух небольших
механических мастерских "Холт" (Holt) и "Бэст" (Best),
основанных в 1869 г. и выпускавших с 1890-х гг. паровые
колесные тракторы. Первый в Америке гусеничный трактор
Бенджамин Холт (Benjamin Holt) построил в 1904 г., а Дэниэл
Бэст (Daniel Best) создал аналогичную машину спустя 9 лет. В
результате их объединения в мае 1925 г. и возникла компания
"Катерпиллар", выбравшая в качестве основного направления
выпуск гусеничной техники. Первые колесные машины она
изготовила в 1931 г., начав производство автогрейдеров, за
которыми через 10 лет последовали колесные тракторы. Первыми
изделиями, относившимися к автомобильной технике, стали в
1951 г. одноосные тягачи для скреперов, а в 1962 г. начался
выпуск автомобильных дизелей стурбонаддувом и промежуточным
охлаждением воздуха.
В 1963 г. на новом заводе в Декатуре "Катерпиллар" собрал
свой первый карьерный самосвал модели "769В"
грузоподъемностью 32 т с рядным 6-цилиндровым двигателем
(14,6 л, 415 л.с.), 3-ступенчатой полуавтоматической
коробкой передач, многодисковыми колесными тормозами в
масляной ванне, задним мостом с полностью разгруженными
полуосями и гидропневматической подвеской. Через несколько
лет его развитием стали модели "773" и "777" с дизелями V8
(600 л.с.) и V12 (870 л.с.) грузоподъемностью 45,5 и 77,0 т
соответственно. На их базе предлагали седельные тягачи "772"
и "776" для полуприцепов-углевозов грузоподъемностью 100 и
150 т с донной разгрузкой. В поисках своего пути в этом
направлении специалисты "Катерпиллара" в 1966 г. создали
90-тонный 3-ос-ный самосвал "783" с двумя управляемыми
мостами, а затем построили уникальный 4-осный 210-тонный
углевоз с двигателем мощностью 1000 л.с. Оба имели
электрическую трансмиссию, но с тех пор фирма больше никогда
ее не использовала. Более того, увлекшись гусеничными
машинами, на "Катерпилларе" надолго забыли об
автомобилях-самосвалах: только в начале 80-х гг. появилась
первая модификация "773В" с дизелем V12 (650 л.с.)
стурбонаддувом и собственной автоматической 7-сгупенчатой
коробкой передач с блокируемым гидротрансформатором.
В 1984 г. "Катерпиллар" представил модель "785"
грузоподъемностью 118-136 т с новым дизелем V12 (51,8 л,
1200 л.с.), 6-ступенчатой автоматической коробкой и кузовами
емкостью 57-78 м3. Модернизировав в 90-е гг. все базовые
машины, компания создала широкую гамму самосвалов с
механической трансмиссией: модели "769С", "771С", "773В",
"775В", "777С", "785В", "789В" и "793В" грузоподъемностью от
45 до 240 т и полной массой до 374 т с двигателями
собственного производства мощностью от 450 до 2057 л.с.
Самые тяжелые машины, оснащенные комплексной электронной
системой управления и диагностики, могли развивать скорость
53-56 км/ч. В 1999 г. "Катерпиллар" представил самосвал
"797" грузоподъемностью 326 т и полной массой 558 т с
габаритной высотой 9 м, который стал крупнейшим в мире
2-осным автомобилем с механической трансмиссией. На нем
установлены двигатель "Катерпиллар-35246" V24 (103,5 л, 3400
л.с.) с турбонаддувом, весящий 9 т, автоматическая
7-ступенчатая коробка передач, дисковые тормоза в масляной
ванне, шины размером 55/80R63 и кузов емкостью 220 м3. С1975
г. в СССР и Россию было поставлено несколько тысяч машин
марки "Катерпиллар", в основном гусеничных бульдозеров и
трубоукладчиков.