
Ульяновский
автомобильный завод (УАЗ) начал свою деятельность 1 мая 1942
г. как филиал Московского автозавода имени Сталина (ЗИС),
который в конце 1941 г. был вынужден эвакуироваться в города
Поволжья и на Урал. Предприятие в Ульяновске, получившее
название "УльЗИС", до сентября 1944 г. производило сборку
грузовых автомобилей ЗИС-5В. Одновременно с конца 1943 г. "УльЗИС"
собирал из поступавших из США по ленд-лизу частей армейские
грузовики "Студебекер" (Studebaker). По окончании войны это
предприятие переименовали в Ульяновский автомобильный завод,
но он еще долгое время оставался сборочным производством, на
этот раз Горьковского автозавода (ГАЗ). В 1947 г. там была
развернута сборка грузовиков ГАЗ-ММ, с декабря 1954 г.
параллельно с ГАЗом там выпускали легкие универсальные
полноприводные машины ГАЗ-69.
Еще в 1946 г. в Научном автомоторном институте (НАМИ) в
Москве для этого завода был разработан автомобиль
"Уль-ЗИС-253" с лицензионным 3-цилиндровым 2-тактным
дизельным двигателем, производство которого планировалось
развернуть на Ярославском автозаводе (ЯАЗ) по образцу
американских моторов "Джи-Эм-Си" (GMC). До начала холодной
войны претворить в жизнь эти планы не успели. В 1948 г. на
заводе разработали опытный 1,5-тонный грузовик УАЗ-300 с
50-сильным мотором от легковой "Победы", но возможности
предприятия не позволили внедрить его в производство. Лишь в
октябре 1958 г. появился собственный легкий полнопривод-ный
грузовик УАЗ-450 (4x4) полной массой 2,7 т. Это был первый
советский серийный развозной малотоннажный автомобиль и
первый отечественный грузовик с кабиной над двигателем.
Легкая грузовая машина также впервые была создана специально
для сельской местности. Гамма включала унифицированные
цельнометаллический фургон УАЗ-450 для перевозки 750 кг
груза, бортовой УАЗ-450Д с полезной нагрузкой 800 кг, первый
в СССР микроавтобус-вездеход УАЗ-450В на 11-мест и
санитарный автомобиль УАЗ-450А. Все машины комплектовались
4-цилиндровым нижнеклапанным бензиновым двигателем ГАЗ М-21Г
(2432 см3, 62 л.с.), представлявшим собой модернизированный
мотор "Победы", у которого диаметр цилиндра увеличили с 82
до 88 мм. От модели "Победа" была позаимствована и
3-ступен-чатая коробка передач, а 2-сту-пенчатую раздаточную
коробку, штампованную раму, неразрезные ведущие мосты на
рессорной подвеске и тормоза использовали от ГАЗ-69. Машины
имели отключаемый привод передних колес с шариковыми
шарнирами равных угловых скоростей, односкатные колеса с
15-дюймовыми шинами, обтекаемую 2-местную цельностальную
кабину с гнутым лобовым стеклом. Они могли буксировать
прицеп без тормозов массой 850 кг, развивали скорость 90
км/ч и расходовали 14 л бензина на 100 км. На многие годы
серия "450" с колесной базой 2300 мм стала основой всей
продукции УАЗа.
Первая модернизация базовой модели произошла уже через 3
года после начала производства. 12 декабря 1961 г. завод
начал выпускать семейство "451" (4x2) с задним ведущим
мостом: фургон УАЗ-451, грузовик УАЗ-451Д с бортовой
платформой, микроавтобус УАЗ-4516 и санитарный УАЗ-451А.
Более существенные изменения были внесены в 1965-66 гг. Все
автомобили серии "451" получили в обозначении дополнительную
букву "М", а полноприводной серии "450" присвоили индекс
"452". Главная новинка заключалась в установке мотора М-21В
(2445 см3, 70 л.с, позднее - 75 и 80 л.с.) и 4-ступенчатой
коробки передач в блоке с раздаточной. Усиление шасси
позволило повысить грузоподъемность всех моделей. У
бортового варианта УАЗ-451ДМ она достигла 1000 кг.
Максимальная скорость возросла до 95-100 км/ч. Внешне
обновленные автомобили отличались упрощенной облицовкой
радиатора, сохранившейся до сих пор. Каждая серия
по-прежнему выпускалась в четырех исполнениях — фургон,
грузовик, микроавтобус и санитарный вариант. Редким
исключением стал фургон УАЗ-451М, переоборудованный на
Луцком машиностроительном заводе в рефрижератор ЛуМЗ-946
грузоподъемностью 500 кг. Опытной партией был изготовлен
седельный тягач УАЗ-452П (4x4), работавший с
полуприцепом-фургоном УАЗ-752 полной массой 2,25 т. В 1972
г. на смену ГАЗ-69 пришла более совершенная 75-сильная
машина УАЗ-4695 (4x4).
С 70-х гг. завод попал в продолжительную полосу застоя. Он
выпускал автомобили без каких-либо изменений в течение 25
лет. Основными потребителями УАЗов были государственные
структуры — армия, совхозы и колхозы. Из этого состояния
завод вывела перестройка: очередное усовершенствование всей
гаммы пришлось на 1985-89 гг. С этого времени предлагались
только полноприводные варианты: фургон УАЗ-3741 и бортовой
автомобиль УАЗ-3303 грузоподъемностью по 800 кг, а также
микроавтобус УАЗ-2206 и санитарный автомобиль УАЗ-3962.
Кроме формальной смены индексов, мощность прежнего
2,5-литрового мотора возросла до 90 л.с., автомобили
получили 2-контур-ный привод тормозов с вакуумным
усилителем, более надежные ведущие мосты с измененным
передаточным числом. В то же время варианты УАЗ-469Б
превратились в более совершенные универсальные вездеходы
УАЗ-3151 и УАЗ-3153.
Новейшая история УАЗа стала наиболее интересным и
продуктивным периодом в его развитии. Экономические реформы,
рыночные условия хозяйствования, возросшая конкуренция и
прекращение потока государственных заказов поставили завод
на грань банкротства. На фоненовых российских малотоннажных
машин ГАЗ и ЗИЛ его продукция оставалась архаичной.
Предприняв огромные усилия, во второй половине 90-х гг.
завод представил самое большое за всю свою историю
количество новых моделей, являвшихся, правда, вариантами
прежних серий. На основе автомобилей УАЗ-31512/3153 с 1996
г. мелкими сериями собираются пикапы УАЗ-2315 (4x4)
грузоподъемностью 800 кг с колесной базой 3000 мм.
Модернизация грузового семейства проходила по двум
направлениям: использование более мощного ; бензинового
двигателя УМЗ-4218 (2890 см3, 98-100 л.с.) и увеличение
колесной базы до 2550 мм. Грузовой автомобиль "3303"
предлагается в 100-сильных исполнениях УАЗ-33039 с той же
базой и 1,3-тонном УАЗ-33036 с удлиненной, а также УАЗ-33035
с цельнометаллической платформой пониженного расположения.
Еще в 1993 г. на его основе фирма "Псковавто" начала
изготовление исполнений с двухрядной кабиной. Эта идея дала
жизнь новой грузопассажирской серии "Фермер", включавшей
фургон УАЗ-3909 на 7 человек и 475 кг груза и автомобиль
УАЗ-39091 грузоподъемностью 625 кг с 5-местной кабиной. С
1997-98 гг. они предлагаются в вариантах УАЗ-39099 (100
л.с.), УАЗ-39094 с цельнометаллической платформой и
УАЗ-39095 с удлиненной кабиной со спальным местом.
Единственным вариантом обычного фургона стал 100-сильный
УАЗ-37419. С 1996 г. завод выпускает также многоцелевое
удлиненное шасси УАЗ-2746 с короткой кабиной, а Саранский
завод самосвалов (САЗ) предлагает на его основе вариант
САЗ-2923 с опрокидывающимся назад кузовом и грузовик
САЗ-29232 с задним подъемным бортом. В гамме полноприводных
универсальных автомобилей выпускаются более совершенные и
комфортабельные грузопассажирские вседорожники УАЗ-3160 и их
длиннобазные варианты УАЗ-3162. На базе последнего в 2000 г.
был представлен пикап УАЗ-2365 со 110-сильным дизелем
ГАЗ-5601. Большие надежды завод возлагает и на перспективный
универсал повышенной вместимости УАЗ-3165 "Симба". В
1998-2000 гг. УАЗ собирал по 20~23 тыс. грузовых
автомобилей.