Всемирно известная фирма "Опель" знаменита прежде всего своими
легковыми автомобилями, а в грузовом секторе она когда-то
славилась машинами марки "Блиц" (Blitz) — "Молния". Именно
на них впервые появился "зигзагообразный росчерк",
напоминающий всполох молнии и ставший эмблемой всех
автомобилей "Опель". Прародителем современной компании
"Опель" является мастерская по производству швейных машин,
которую Адам Опель (Adam Opel) открыл в 1862 г. в
Рюссельсхайме. В конце XIX века его дело перешло к пяти
сыновьям, которые начали выпускать велосипеды, а в 1899 г.
построили первый легковой автомобиль марки "Опель". Через
год на его базе появился багажный фургон с 1-цилиндровым
мотором мощностью 3,5 л.с. В 1900-10-е гг. на шасси своих
новых легковых машин фирма "Адам Опель" выпускала
многочисленные фургоны и пикапы грузоподъемностью 250-750
кг.
Первые 1-тонные грузовики "10/12 PS" с 2-цилиндровым
12-сильным мотором появились в 1904 г. За ними последовало
несколько машин с полезной нагрузкой 750-1500 кг и
двигателями мощностью до 24 л.с. В преддверии первой мировой
войны была представлена унифицированная гамма из пяти
моделей (от "8/20 PS" до "24/50 PS") грузоподъемностью от
850 кг до 4 тс 4-цилиндровыми моторами в 24-50 л.с.,
4-ступенчатыми коробками передач, карданным или цепным
приводом. К началу войны годовой объем производства "Опеля"
достиг 4,4 тыс. грузовиков.
С прекращением военных заказов фирма оказалась на грани
банкротства. В 1923 г. президентский пост занял второй по
старшинству брат Вильгельм фон Опель (Wilhelm von Opel). Он
произвел коренную модернизацию производства по американскому
образцу, превратив свой небольшой завод в одно из самых
совершенных предприятий с конвейерной системой сборки
автомобилей. Это позволило "Опелю" к середине 20-х гг.
занять лидирующее положение в стране, выпуская 40%
германских легковых автомобилей. С 1927 г. началось
изготовление 2-тонного грузовика с 4-цилиндровым двигателем
в 50 л.с., пневматическими шинами и механическим приводом
всех колесных тормозов. В 1929 г. американский концерн "Дженерал
Моторс" (General Motors) приобрел 80% акций перспективного
предприятия, а в начале 30-х гг., выкупив остальные акции,
превратил "Опель" в свой главный европейский филиал.
С переходом "Опеля" под опеку богатого заокеанского хозяина
вся программа была обновлена, и в 1930 г. на свет появилась
первая серия грузовиков "Блиц". Это название было выбрано в
результате опроса 1,5 млн. жителей Германии. Поначалу новая
гамма состояла из двух моделей на 1,5 и 2,0 т. На первой
использовался 4-цилиндровый 2,6-литровый мотор "Опель", на
второй — американский 6-цилиндровый моноблочный 3,4-литровый
двигатель "Маркетт" (Marquette) мощностью 55 л.с. от
легковых машин "Бьюик" (Buick). С 1931 г. на 2,5-тонном
грузовике "Блиц-6" его мощность возросла до 64 л.с., а масса
машины снизилась на 120 кг. Теперь она могла перевезти груза
больше, чем весила сама. Этот популярный автомобиль был
изготовлен в количестве 10 тыс. штук. В 1933-35 гг.
выпускались также грузовики "Блиц" на 1,СМ,8 т с двигателями
мощностью 32-36 л.с. от серийных легковых автомобилей
"Опель".
В 1935 г. "Опель" открыл завод грузовых машин в
Бранденбурге, построенный всего за 190 дней и оборудованный
по последнему слову техники. С1937 г. там начался выпуск
новой гаммы "Блиц N" грузоподъемностью 1,2~4,0 т, которая
получила наклонную облицовку радиатора, скругленные формы
оперения и кабины. Легкая серия оснащалась 4- и
6-цилиндровыми двигателями (1488 и 2473 см3, 37~55 л.с.),
3-, 4- или 5-ступенчатыми коробками передач от легковых
автомобилей "Олимпия" (Olympia), "Супер-6" (Super) и
"Капитан" (Kapitan). На самой известной 3-тонной серии
применялся 6-цилиндровый силовой агрегат (3626 см3, 75 л.с.)
от представительского легкового "Адмирала" (Admiral). В
зависимости от комплектации и размера колесной базы
(2852-4650 мм) грузовики имели обозначения от "3.5-36" до
"3.6-47". До 1944 г. было изготовлено около 160 тыс. машин
"Блиц" второго поколения.
Автомобили "Блиц" стали одними из основных грузовиков
среднего класса, поступавших на вооружение вермахта. В
результате в 1944-45 гг. американская авиация полностью
разрушила завод в Бранденбурге, хотя официально он являлся
собственностью США. По Ялтинскому соглашению эта территория
находилась в советской оккупационной зоне. Через некоторое
время завод был частично восстановлен и заработал вновь,
однако в 1946 г. все его оборудование полностью
демонтировали, вывезли в СССР и использовали для
производства легковых автомобилей "Москвич".
С июля 1946 г. на вновь открывшемся заводе в Рюссельс-хайме
возобновился выпуск довоенных 1,5-тонных грузовиков "Блиц".
1 ноября 1948 г. "Дженерал Моторс" установил контроль над
фирмой "Опель" и ускорил восстановление предприятия,
производившего с 1950 г. легковые автомобили "Олимпия" и
"Капитан", фургоны на их базе и 3-тонные машины "Блиц".
В 1952 г. "Опель" начал производство новой капотной гаммы
"Блиц 1,75t" грузоподъемностью 1,75-1,8 т с обтекаемыми
кабинами, не имевшими ничего общего с внешностью
предшественников. Машины получили 6-цилиндровые бензиновые
двигатели (2473 и 2603 см3, 58-70 л.с.) от нового поколения
"Капитан", синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач,
подвеску на полуэллиптических рессорах с
гидроамортизаторами, тормоза с гидроприводом, кабину на пяти
эластичных опорах. За 10 лет производства на свет появилось
89767 таких грузовиков.
В 1959 г. появилась вторая серия "Блиц 1,9t" полукапотной
компоновки с полезной нагрузкой 1,85 т. С1960 г. ее
производство началось на заводе в Боху-ме. Через три года
выпустили усиленную модель "Блиц 2t". Сначала на них
использовался 2,6-литровый мотор в 70 л.с., а с 1965 г. на
варианте "2,1t" его заменил 4-цилиндровый двигатель (1897
см3, 70 л.с.) от легкового "Рекорда" (Rekord). Рычаг
переключения передач был вынесен на рулевую колонку. Но вые
грузовики уже не пользовались успехом, и потому в 1967 г.
появилось модернизированное поколение "Блиц 1,7t/2,4t"
грузоподъемностью 1,7-2,2 т, к которому через год
прибавилась обновленная модель "2,1t" с высокой и массивной
передней облицовкой. На ней установили 6-цилиндровый
2,5-литровый мотор в 80 л.с. от легкового "Коммодора"
(Commodore), утяжеливший машину почти на 100 кг. Повышенный
расход топлива заставил в 1968 г. обратиться к использованию
4-цилиндрового 2,1-литрового дизеля "Пежо" (Peugeot)
мощностью 60 л.с., но спрос на грузовики "Опель" продолжал
падать. Выпустив за послевоенное время свыше 226 тыс.
грузовых автомобилей, в 1975 г. фирма прекратила их
производство. Марка "Блиц" некоторое время сохранялась на
ввозимых из Великобритании грузовиках "Бедфорд" (Bedford).
Руководство "Опеля" не захотело терять завоеванные в
грузовом секторе позиции, хотя и не желало тратить средства
на новые разработки. Частично эту задачу решали грузовые
варианты легковых автомобилей. Среди них наиболее известным
стал фургон "Комбо" (Combo) грузоподъемностью 600 кг,
созданный в 1987 г. на шасси "Кадет" (Kadett). Второе
поколение "Комбо" на базе модели "Корса" (Corsa) с 1992 г.
оснащается бензиновыми или дизельными двигателями мощностью
60-82 л.с., имеет кузов вместимостью 3,1 м3. Затем появились
легкие грузовые машины, к созданию которых фирма "Опель" уже
не имела никакого отношения. Так 1-тонный пикап "Опель
Кампо" (Сатро) 4x2/4x4, включенный в программу в 1992 г.,
является японской машиной "Исудзу TF" (Isuzu). Он
предлагается с тремя видами кабин и дизельными моторами
мощностью 76-109 л.с. В 1998 г. появились развозные фургоны
"Опель Арена" (Arena) и "Мовано" (Movano) полной массой 2,4~
3,5 т - переименованные французские автомобили "Рено Трафик"
(Renault Trafic) и "Мастер" (Master). В Великобритании
фургоны "Комбо" и "Мовано" продаются под маркой "Вокс-холл"
(Vauxhall), a пикапы "Кампо" предлагаются под названием
"Брава" (Brava). В конце 2000 г., на основании соглашения с
фирмой "Рено" от 18 декабря 1996 г., началось производство
совместно разработанного семейства фургонов "Трафик",
получивших в программе "Опеля" марку "Виваро" (Vivaro).
Несмотря на отсутствие настоящего грузового "Опеля", фирма
сохраняет за собой лидирующее положение в секторе легких
развозных машин Германии.