Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики OPEL

Всемирно известная фирма "Опель" знаменита прежде всего своими легковыми автомобилями, а в грузовом секторе она когда-то славилась машинами марки "Блиц" (Blitz) — "Молния". Именно на них впервые появился "зигзагообразный росчерк", напоминающий всполох молнии и ставший эмблемой всех автомобилей "Опель". Прародителем современной компании "Опель" является мастерская по производству швейных машин, которую Адам Опель (Adam Opel) открыл в 1862 г. в Рюссельсхайме. В конце XIX века его дело перешло к пяти сыновьям, которые начали выпускать велосипеды, а в 1899 г. построили первый легковой автомобиль марки "Опель". Через год на его базе появился багажный фургон с 1-цилиндровым мотором мощностью 3,5 л.с. В 1900-10-е гг. на шасси своих новых легковых машин фирма "Адам Опель" выпускала многочисленные фургоны и пикапы грузоподъемностью 250-750 кг.

Первые 1-тонные грузовики "10/12 PS" с 2-цилиндровым 12-сильным мотором появились в 1904 г. За ними последовало несколько машин с полезной нагрузкой 750-1500 кг и двигателями мощностью до 24 л.с. В преддверии первой мировой войны была представлена унифицированная гамма из пяти моделей (от "8/20 PS" до "24/50 PS") грузоподъемностью от 850 кг до 4 тс 4-цилиндровыми моторами в 24-50 л.с., 4-ступенчатыми коробками передач, карданным или цепным приводом. К началу войны годовой объем производства "Опеля" достиг 4,4 тыс. грузовиков.

С прекращением военных заказов фирма оказалась на грани банкротства. В 1923 г. президентский пост занял второй по старшинству брат Вильгельм фон Опель (Wilhelm von Opel). Он произвел коренную модернизацию производства по американскому образцу, превратив свой небольшой завод в одно из самых совершенных предприятий с конвейерной системой сборки автомобилей. Это позволило "Опелю" к середине 20-х гг. занять лидирующее положение в стране, выпуская 40% германских легковых автомобилей. С 1927 г. началось изготовление 2-тонного грузовика с 4-цилиндровым двигателем в 50 л.с., пневматическими шинами и механическим приводом всех колесных тормозов. В 1929 г. американский концерн "Дженерал Моторс" (General Motors) приобрел 80% акций перспективного предприятия, а в начале 30-х гг., выкупив остальные акции, превратил "Опель" в свой главный европейский филиал.

С переходом "Опеля" под опеку богатого заокеанского хозяина вся программа была обновлена, и в 1930 г. на свет появилась первая серия грузовиков "Блиц". Это название было выбрано в результате опроса 1,5 млн. жителей Германии. Поначалу новая гамма состояла из двух моделей на 1,5 и 2,0 т. На первой использовался 4-цилиндровый 2,6-литровый мотор "Опель", на второй — американский 6-цилиндровый моноблочный 3,4-литровый двигатель "Маркетт" (Marquette) мощностью 55 л.с. от легковых машин "Бьюик" (Buick). С 1931 г. на 2,5-тонном грузовике "Блиц-6" его мощность возросла до 64 л.с., а масса машины снизилась на 120 кг. Теперь она могла перевезти груза больше, чем весила сама. Этот популярный автомобиль был изготовлен в количестве 10 тыс. штук. В 1933-35 гг. выпускались также грузовики "Блиц" на 1,СМ,8 т с двигателями мощностью 32-36 л.с. от серийных легковых автомобилей "Опель".

В 1935 г. "Опель" открыл завод грузовых машин в Бранденбурге, построенный всего за 190 дней и оборудованный по последнему слову техники. С1937 г. там начался выпуск новой гаммы "Блиц N" грузоподъемностью 1,2~4,0 т, которая получила наклонную облицовку радиатора, скругленные формы оперения и кабины. Легкая серия оснащалась 4- и 6-цилиндровыми двигателями (1488 и 2473 см3, 37~55 л.с.), 3-, 4- или 5-ступенчатыми коробками передач от легковых автомобилей "Олимпия" (Olympia), "Супер-6" (Super) и "Капитан" (Kapitan). На самой известной 3-тонной серии применялся 6-цилиндровый силовой агрегат (3626 см3, 75 л.с.) от представительского легкового "Адмирала" (Admiral). В зависимости от комплектации и размера колесной базы (2852-4650 мм) грузовики имели обозначения от "3.5-36" до "3.6-47". До 1944 г. было изготовлено около 160 тыс. машин "Блиц" второго поколения.

Автомобили "Блиц" стали одними из основных грузовиков среднего класса, поступавших на вооружение вермахта. В результате в 1944-45 гг. американская авиация полностью разрушила завод в Бранденбурге, хотя официально он являлся собственностью США. По Ялтинскому соглашению эта территория находилась в советской оккупационной зоне. Через некоторое время завод был частично восстановлен и заработал вновь, однако в 1946 г. все его оборудование полностью демонтировали, вывезли в СССР и использовали для производства легковых автомобилей "Москвич".

С июля 1946 г. на вновь открывшемся заводе в Рюссельс-хайме возобновился выпуск довоенных 1,5-тонных грузовиков "Блиц". 1 ноября 1948 г. "Дженерал Моторс" установил контроль над фирмой "Опель" и ускорил восстановление предприятия, производившего с 1950 г. легковые автомобили "Олимпия" и "Капитан", фургоны на их базе и 3-тонные машины "Блиц".

В 1952 г. "Опель" начал производство новой капотной гаммы "Блиц 1,75t" грузоподъемностью 1,75-1,8 т с обтекаемыми кабинами, не имевшими ничего общего с внешностью предшественников. Машины получили 6-цилиндровые бензиновые двигатели (2473 и 2603 см3, 58-70 л.с.) от нового поколения "Капитан", синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач, подвеску на полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами, тормоза с гидроприводом, кабину на пяти эластичных опорах. За 10 лет производства на свет появилось 89767 таких грузовиков.

В 1959 г. появилась вторая серия "Блиц 1,9t" полукапотной компоновки с полезной нагрузкой 1,85 т. С1960 г. ее производство началось на заводе в Боху-ме. Через три года выпустили усиленную модель "Блиц 2t". Сначала на них использовался 2,6-литровый мотор в 70 л.с., а с 1965 г. на варианте "2,1t" его заменил 4-цилиндровый двигатель (1897 см3, 70 л.с.) от легкового "Рекорда" (Rekord). Рычаг переключения передач был вынесен на рулевую колонку. Но вые грузовики уже не пользовались успехом, и потому в 1967 г. появилось модернизированное поколение "Блиц 1,7t/2,4t" грузоподъемностью 1,7-2,2 т, к которому через год прибавилась обновленная модель "2,1t" с высокой и массивной передней облицовкой. На ней установили 6-цилиндровый 2,5-литровый мотор в 80 л.с. от легкового "Коммодора" (Commodore), утяжеливший машину почти на 100 кг. Повышенный расход топлива заставил в 1968 г. обратиться к использованию 4-цилиндрового 2,1-литрового дизеля "Пежо" (Peugeot) мощностью 60 л.с., но спрос на грузовики "Опель" продолжал падать. Выпустив за послевоенное время свыше 226 тыс. грузовых автомобилей, в 1975 г. фирма прекратила их производство. Марка "Блиц" некоторое время сохранялась на ввозимых из Великобритании грузовиках "Бедфорд" (Bedford).

Руководство "Опеля" не захотело терять завоеванные в грузовом секторе позиции, хотя и не желало тратить средства на новые разработки. Частично эту задачу решали грузовые варианты легковых автомобилей. Среди них наиболее известным стал фургон "Комбо" (Combo) грузоподъемностью 600 кг, созданный в 1987 г. на шасси "Кадет" (Kadett). Второе поколение "Комбо" на базе модели "Корса" (Corsa) с 1992 г. оснащается бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 60-82 л.с., имеет кузов вместимостью 3,1 м3. Затем появились легкие грузовые машины, к созданию которых фирма "Опель" уже не имела никакого отношения. Так 1-тонный пикап "Опель Кампо" (Сатро) 4x2/4x4, включенный в программу в 1992 г., является японской машиной "Исудзу TF" (Isuzu). Он предлагается с тремя видами кабин и дизельными моторами мощностью 76-109 л.с. В 1998 г. появились развозные фургоны "Опель Арена" (Arena) и "Мовано" (Movano) полной массой 2,4~ 3,5 т - переименованные французские автомобили "Рено Трафик" (Renault Trafic) и "Мастер" (Master). В Великобритании фургоны "Комбо" и "Мовано" продаются под маркой "Вокс-холл" (Vauxhall), a пикапы "Кампо" предлагаются под названием "Брава" (Brava). В конце 2000 г., на основании соглашения с фирмой "Рено" от 18 декабря 1996 г., началось производство совместно разработанного семейства фургонов "Трафик", получивших в программе "Опеля" марку "Виваро" (Vivaro). Несмотря на отсутствие настоящего грузового "Опеля", фирма сохраняет за собой лидирующее положение в секторе легких развозных машин Германии.
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы