
Болгарская
автомобильная промышленность родилась благодаря помощи
Советского Союза и Чехословакии. Первым болгарским грузовым
автомобилем в 1967 г. стал советский ГАЗ-53А, собранный на
комбинате "Мадара" в Шумене, который с 1958 г. изготовлял
автомобильные запчасти. Позднее он получил болгарский
4-цилиндровый дизельный двигатель "Д-3900А" (3860 см3, 80
л.с.), выпускавшийся по лицензии фирмы "Перкинс" (Perkins).
Базовый 4,5-тонный бортовой автомобиль "Мадара-401" и
возглавил 4-тонную серию "400". При использовании того же
двигателя с турбонаддувом в 103 л.с. машина имела индекс
"402". На их базе выпускали 4-тонный самосвал "411",
гарского производства они образовали серию "800", включающую
десятки различных моделей (от "811" до "865"). С 1975 г.
начался выпуск ведущих мостов к этим машинам и поставка их в
ЧССР. К тому времени завод ежегодно выпускал до 2 тыс. машин
"ЛИA3-Мадара" и до 3 тыс. - серии "Мадара-400".
В 1981 г. вступил в силу новый контракт сроком на 20 лет, по
которому в Болгарии осуществлялась сборка чехословацких
грузовиков ЛИАЗ-100, составивших новую серию "100". Первой
продукцией были седельные тягачи "Мадара-100.47" (289 л.с),
собиравшиеся из привозных комплектов. В 1987 г. появились
тягач "110.551" и самосвал "Мадара-911" (6x4). Впоследствии
доля болгарских деталей возросла до 80%, а к настоящему
времени их почти полностью изготавливают в Болгарии под
маркой "ЛИАЗ".
Гамма постоянно пополнялась новыми вариантами. Самой новой
стала серия "Мадара-200" грузоподъемностью 2,0~2,7 т,
которая выпускается с 1985 г. на основе чехословацких
грузовиков "Авиа" (Avia). Машины комплектовались 80-сильным
дизелем и предлагались как бортовой грузовик "201", 2-тонный
самосвал "212", фургоны "221" и "223" грузоподъемностью
1,9-2,2 т. В последующие годы из Чехословакии для них
поступала только кабина. На основе серии "200" собственными
силами завода была создана опытная партия 2-тонных развозных
автомобилей серии "5": бортовой грузовик "5Т", фургон "5F" и
грузопассажирский "5SU" (4x4). На основе собираемых в
Болгарии грузовиков выпускаются более известные за пределами
страны автобусы "Чавдар" (Cavdar).