Компания "Комацу", один из крупнейших в мире производителей
дорожно-строительной техники и карьерных самосвалов, была
создана 13 мая 1921 г. Первое время она занималась
гусеничными тракторами, бульдозерами, вездеходами,
бронетехникой, гидравлическими прессами, погрузчиками,
кранами и экскаваторами. Лишь в 1951 г. по образцу
американских автомобилей "Юклид" (Euclid) был построен
первый 15-тонный самосвал "HD150", очень похожий на
советский МАЗ-525. Его производство началось в 1953 г. на
заводе "Кавасаки" близ Токио, принадлежавшем фирме "Икегаи"
(Ikegai). Развитием первой модели стал в 1968 г. 18-тонный
самосвал "HD180" с кузовом емкостью 10 м3, 6-цилиндровым
12-литровым двигателем "Камминс" в 230 л.с., механической
5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской и
пневматическим приводом барабанных тормозов.
В 1973 г. появилась первая модель мирового уровня -
32-тонный самосвал "HD320" собственной конструкции с
6-цилиндровым дизелем "Комацу" (19,2 л, 450 л.с.),
6-сгупенчатой гидромеханической коробкой "Торкфлоу" (Torqflow),
гидропневматической подвеской колес и одноместной кабиной.
Через два года был изготовлен один из самых больших в то
время самосвалов в мире - 120-тонный "HD1200" с дизелем "Камминс"
V12 (46,3 л, 1200 л.с.), дисковыми тормозами с жидкостным
охлаждением и 51-дюймовыми колесами. Его предлагали с
8-ступенчатой гидромеханической коробкой передач или с
электрической трансмиссией и тяговыми мотор-колесами. Обе
машины стали основой всей последующей гаммы "Комацу".
Одновременно фирма начала активное международное
сотрудничество: в 1970 г. был открыт филиал в США (с 1985 г.
там началась сборка самосвалов), в 1975 г. - крупнейшее
отделение в Бразилии, а с 1979 г. в СССР стали поступать
дизель-электрические самосвалы "HD1200" (до конца XX века их
поставили 1000 шт.).
В 80-е гг. программа "Комацу" возросла до 8 базовых моделей
от "HD180" до "HD785" грузоподъемностью 18-78 т с
собственными рядными 6-цилиндровыми моторами или дизелем V8
с турбонаддувом (12,2-30,9 л, 280-890 л.с). Серию "HD1200" с
кузовами емкостью 46-70 м3 предлагали в вариантах "HD1200-1"
с электрической или "HD1200M-1" с гидромеханической
трансмиссией и дизелями V12 (1145-1290 л.с). Замыкал
программу 160-тонный "HD1600" полной массой 267,5 т с
90-кубовым кузовом, дизелем "Камминс" V16 (50,3л, 1496 л.с.)
и полуавтоматической 7-ступенчатой коробкой передач.
В начале 90-х гг. программа включала 18 моделей от "HD205"
до "HD1600M" грузоподъемностью 20-160 т. Специально для
России был создан 136-тонный дизель-электрический вариант
"HD1200-1D" мощностью 1350 л.с. для работы в глубоких
карьерах. С 1987 г. выпускались 3-осные строительные
самосвалы "НА250" и "НА270" (6x6) грузоподъемностью 25-27 т
с шарнирно-сочле-ненной рамой и дизелем мощностью 243 л.с.,
созданные совместно с норвежской фирмой "Мокси" (Моху). На
основе самосвалов был создан 1000-сильный седельный тягач
для работы в составе автопоезда "HD1400" со 150-тонным
полуприцепом-углевозом с донной разгрузкой. Компания "Комацу"
выпускала также несколько специальных шасси "HS"
промышленного назначения грузоподъемностью 20~55 т,
аэродромные тягачи "WT", а также участвовала в создании для
СССР автомобилей-лесовозов "KNWF" (6x6).
В 1988 г. "Комацу" начала сотрудничество с американской
компанией "Дрессер" (Dresser), незадолго до того выкупившей
производство самосвалов "Холпэк" (Haulpak) фирмы ВЭБКО
(WABCO) из Пеории. С января 1996 г. она вошла в состав
"Комацу" и стала называться "Комацу Америка Интернэшнл"
(Komatsu America International Co.). Так к собственной
весьма обширной программе прибавилась вся гамма автомобилей
"Холпэк" грузоподъемностью 32-220 т с гидромеханической и
электрической трансмиссией (модели от "140М" до "830Е"),
переименованные в "Комацу Холпэк". В 1996 г. началось
производство одного из самых крупных в мире карьерных
самосвалов "930Е" грузоподъемностью 310 т с дизелем МТУ
(MTU) V16 мощностью 2686 л.с. и электрической трансмиссией.
К концу XX века фирма "Комацу" превратилась в
транснациональный концерн по производству
дорожно-строительной техники, тяжелых самосвалов и дизельных
двигателей с числом занятых около 30 тыс. человек.