
Южнокорейский
концерн "Киа" ведет свою историю от созданной в 1944 г.
мастерской по изготовлению велосипедных деталей. Затем она
стала выпускать велосипеды и мотороллеры, а в 1962 г.
наладила сборку 3-колесных грузовиков "К-360". Образованная
в 1971 г. автомобильная фирма "Киа Моторс" (Kia Motors)
являлась акционерным обществом, акции которого были
распределены между правительством страны и различными
южнокорейскими и зарубежными фирмами. По 10% акций
принадлежало американскому концерну "Форд" (Ford) и японской
автомобильной фирме "Мазда" (Mazda), по 5-10% имели компании
"Самсунг" (Samsung), "Хёндэ" (Hyundai) и "Ито" (Itoh). С
1976 г. в состав группы "Киа" входит фирма "Азия" (Asia),
специализирующаяся на легких грузопассажирских машинах 4x4.
Первыми автомобилями "Киа" в 1973 г. стали пикапы и легкие
фургоны "Титан" (Titan) и "Боксер" (Boxer), выпускавшиеся по
лицензии компании "Мазда" на новом заводе в Сохари. С
начала 80-х гг. "Киа" собирала легкие фургоны "Бонго" (Bongo),
аналогичные японским "Е2000", причем к середине 90-х гг.
доля импортных деталей в разных моделях составляла 5-20%. В
конце 80-х гг. началось производство серии "Беста HW2200" (Besta)
грузоподъемностью 1,25 т с колесной базой 2400 мм, которая
стала поступать в европейские страны. Как и японский аналог
"Е2200", их оснащали 4-цилиндровым 2,2-литровым дизелем в 70
л.с., 4- или 5-сгупенчатой коробкой передач, передней
торсионной подвеской, гидроусилителем рулевого механизма,
передними дисковыми тормозами и несущим цельнометаллическим
кузовом вместимостью 5,2 м3. Вариант "Хай-Беста VN2700" (Hi-Besta)
имел более мощный мотор (2665 см3, 80 л.с.) и предлагался в
исполнении 4x4. В начале 90-х гг. на агрегатах "Беста"
создали легкие бортовые автомобили "Сэриз" (Ceres) 4x2/4x4 и
"К2400" (4x2) рамной конструкции полной массой 2,5~3,6 т с
новыми кабинами на 3-6 мест и новыми дизелями (2209 и 2367
см3, 72-80 л.с.), рессорной или торсионной подвеской и
барабанными тормозами. Модель "К2400" продается в основном в
Корее, где называется "Уайд Бонго" (Wide Bongo). С 1996 г.
место "Беста" занял фургон "Преджио" (Pregio) с колесной
базой 2580 мм грузоподъемностью 1,4-1,5 т и полной массой 3
т. Он получил прежний дизель (2,7 л, 83 л.с.), 5-ступенчатую
коробку передач, передние дисковые вентилируемые тормоза и
новый более современный и безопасный кузов вместимостью 5,7
м3. Его вариантами являются 1,25-тонный пикап "Бонго", а с
1998 г. - бортовой грузовик "К2700" с полезной нагрузкой 1,2
т, новой удлиненной кабиной и дифференциалом повышенного
трения.
Производство более тяжелых грузовиков "Киа" началось в 80-е
гг. с дизельной 2,5-тонной серии "К3500" (3,5 л, 105 л.с.).
В начале 90-х гг. ей на смену пришли модели "К3600" и
"K3600S" грузоподъемностью 2,5-3,5 т с модернизированным
двигателем (3581 см3, 102 л.с.), известные в Южной Корее как
"Джамбо Титан" (Jumbo Titan) и "Трейд" (Trade). Для местного
рынка выпускаются легкие минифургоны "Таунер" (Towner)
грузоподъемностью 800 кг, средние "Памакс" (Раглах) и
тяжелые грузовики "Рино" (Rhino) полной массой до 20 т.
К середине 90-х гг. на предприятиях концерна "Киа" было
занято свыше 50 тыс. человек, в том числе в автомобильном
секторе - 29,4 тыс. человек, которые ежегодно собирали до
180 тыс. легких грузовых машин. Разразившийся в Корее в
конце 1997 г. экономический кризис поставил фирму "Киа" на
грань банкротства. Тем не менее, на Токийском автосалоне
осенью 1997 г. она представила первый корейский минивэн "Карнивэл"
(Carnival) с двигателями мощностью 126-165 л.с., который с
2000 г. предлагается как фургон. 19 октября 1998 г. фирму "Киа"
выкупила крупнейшая южнокорейская автомобильная компания "Хёндэ"
(Hyundai), сохранившая пока марки "Киа" и "Азия".