Старейшая из существующих ныне автомобильных компаний -
французская "Пежо" - всегда славилась недорогими легковыми
автомобилями массового производства и не уделяла особо
пристального внимания грузовикам.
Фирму "Пежо" в 1889 г. основал Арман Пежо (Armand Peugeot,
1849-1915), владелец небольшой фабрики по производству
велосипедов. Вместе с Леоном Серполле (Leon Serpollet) он
взялся за изготовление паровых экипажей, но неудачно. В 1891
г. Пежо приобрел у Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler)
бензиновый мотор V2 мощностью 2 л.с. и установил его на
своем первом автомобиле. В 1896 г. Пежо основал в Одинкуре
новую фирму, которая занималась только выпуском автомобилей.
Через два года он открыл второе предприятие в Лилле, что
позволило предложить заказчикам 12 моделей автомобилей,
среди которых был и первый легкий грузовик "Пежо-22" на
четырех велосипедных колесах с рукояткой управления вместо
руля. Его оборудовали горизонтальным 2-цилиндровым мотором
мощностью б~8 л.с. и цепным приводом на задние колеса. До
1900 г. было изготовлено 5 экземпляров. В 1899 г. появился
"Пежо-29" с 12-сильным 2-цилиндровым двигателем,
предлагавшийся с бортовой платформой или как автобус на 8-10
мест.
С 1905 г. программа грузовых машин "Пежо" постоянно
пополнялась новыми моделями грузоподъемностью 1,5-2,0 т,
выполненными по классической схеме, снабженными передними
4-цилиндровыми двигателями, низкой грузовой платформой и
цепным приводом. Одновременно выпускалось семейство легких
фургонов на шасси легковых машин. В 1910 г. появился
10-сильный пикап модели "501" на 600 кг груза, возглавивший
новое семейство грузовых автомобилей. На конкурсе грузовиков
в России в 1912 г. был показан еще один представитель этого
поколения - 3-тонный "Пежо-504" с мотором в 22 л.с. В
последующие годы семейство пополнилось моделями "502",
"503", "505" и "506" грузоподъемностью 1-4 т с двигателями
рабочим объемом от 1,8 до 5,0 л. Самый тяжелый в истории
"Пежо" грузовик — 5-тонная модель "507" с местом водителя над двигателем — был
изготовлен в 1913 г. В 1914-17 гг. на новом заводе в Сошо
выпускалось единственное за всю историю фирмы
унифицированное семейство грузовиков (модели "1504", "1515",
"1524" и "1525") грузоподъемностью 2,3-4,0 т с карданным
приводом. Всего до 1920 г. только 4-тонных машин "1525" с
4-цилиндровым 4,7-литровым мотором в 22 л.с. изготовили 4084
экземпляра. Некоторые автомобили оснащались запатентованным
фрикционным тормозом-замедлителем с воздушным охлаждением.
В 20-е гг., в отсутствие военных заказов, на "Пежо" потеряли
интерес к грузовым автомобилям. С1923 г. фирма выпускала
только низкорамные пикапы грузоподъемностью 1,5 т с
двигателем "Латиль" (Latil), а также 4-тонные грузовики
военного образца. Они расходовали 40 л топлива на 100 км и
развивали скорость всего 25 км/ч. Конкуренции они не
выдержали, и в 1926 г. производство классических грузовиков
"Пежо" было навсегда завершено. В 1928 г. завод в Лилле, где
они выпускались, продали фирме CLM, выпускавшей там дизели
по лицензии немецкой компании "Юнкере" (Junkers). С этого
момента "Пежо" переключился на легкие машины для перевозки
грузов. Лишь в середине 30-х гг., с началом производства
нового поколения легковых автомобилей, на их базе стали
выпускать более совершенные пикапы и фургоны. В 1937 г.,
после 11-летнего перерыва, появились пикапы модели "МК4",
выполненные на шасси легкового 55-сильного "Пежо-402". Через
год увидело свет 58-сильное исполнение "МК5". Одновременно
было налажено изготовление легких фургонов на шасси
"Пежо-202". В 1939 г. появился 1,2-тонный грузовик "D5"
(другое обозначение "DK5J") с двигателем "Пежо-4026" (2142
см3, 45 л.с.), 3-ступенчатой коробкой передач и двускатными
задними колесами. При полной массе 1850 кг он развивал
скорость 70 км/ч и предназначался в основном для французской
армии. В 1940 г. выпустили его 34-сильный газогенераторный
вариант "D5G".
В марте 1941 г. началась разработка автомобиля "DMA"
грузоподъемностью 1,5-2,0 т с кабиной над двигателем и
модернизированным двигателем от "Пежо-402" (2,1 л, 50 л.с).
До 1946 г. изготовили около 24 тыс. таких машин. После
окончания войны появилось несколько наследников этой серии:
облегченная модель "Q3A" с задними односкатными колесами,
укороченная "Q5A", газогенераторная "Q5AG". Вариант "ОМАН" с
обновленной кабиной выпускали до 1950 г. С появлением в 1948
г. легковых автомобилей "Пежо-203" их долгое время
предлагали как пикапы и фургоны в нескольких вариантах.
На Парижском автосалоне 1950 г. "Пежо" удивил всех новым
легким переднеприводным фургоном "D3A" со специфической
запоминающейся внешностью. Это был автомобиль, над которым
долгое время работала фирма "Шенар-Валькер"
(Chenard-Walcker), ставшая собственностью компании "Пежо".
От оригинала он отличался двигателем "Пежо-203" (1290 см3,
42 л.с.). В августе 1955 г., выпустив 18,5 тыс. фургонов
"D3A", "Пежо" приступил к изготовлению варианта "D4A",
первые два года собиравшегося на автобусной фирме "Шоссон"
(Chausson). В конце 1959 г. автомобиль "D4AD" получил
1,8-литровый дизель мощностью 48 л.с. моторостроительного
отделения "Инденор" (Indenor). С 1960 г. выпускался самый
популярный вариант "D4B" с дизелем мощностью 55 л.с.
Одновременно предлагались пикапы и фургоны на шасси
"Пежо-403", а с началом производства в 1969 г. легкового
"Пежо-504" он стал базой для известной серии пикапов, до сих
пор популярных в странах третьего мира.
Вся последующая история грузового производства "Пежо"
связана с легкими фургонами. В 1965 г. на смену серии "D4"
пришла гамма "J7" грузоподъемностью 1,4-1,8 т с бензиновыми
и дизельными двигателями мощностью 48-68 л.с. За 15 лет их
было выпущено 333 тыс. штук. В 1979 и 1981 гг. появились два
новых семейства переднеприводных фургонов. Прямым
наследником серии "Л" стал фургон "J9" с полезной нагрузкой
1,4~1,8 т, колесной базой 2500 мм, бензиновыми двигателями
(1,6 и 1,9 л, 55 и 77 л.с.) или дизелями в 56 и 72 л.с. В
1976 г. фирма "Пежо" присоединила к себе компанию "Ситроен"
(Citroen), образовав крупнейшую французскую автомобильную
группу PSA. В результате их совместной работы с концерном
ФИАТ (FIAT) в 1981 г. появился фургон "J5" с полезной
нагрузкой 1,0-1,8 т, идентичный машинам "Ситроен С25" и
"ФИАТ Дукато" (Ducato). Они отличались только названиями,
комплектацией, отдельными деталями и выпускались на
построенном в итальянском местечке Валь ди Сангро совместном
заводе, названном "Европейское общество легких автомобилей"
(Societe Europeenne de Ve'hicules Legers), сокращенно СЕВЭЛ
(SEVEL). "Пежо J5" оснащались бензиновыми моторами (1,8-2,0
л, 69 и 78 л.с.), а также 2,5-литровым дизелем мощностью 75
л.с., который с турбо-наддувом развивал 95 л.с.
Выпускающиеся с тех пор модели фирм "Пежо", "Ситроен" и ФИАТ
максимально унифицированы между собой и отличаются в
основном комплектацией и передней облицовкой. С 1994 г.
производится самый тяжелый в программе "Пежо" фургон
"Боксер" (Boxer) полной массой 2,7~3,5 т, заменивший модель
"J5", аналогичный "Ситроену Джампер" (Jumper) и новому
поколению "Дукато". В 1996 г. на заводах в Испании и
Португалии началось производство грузопассажирского
автомобиля "Партнер" (Partner) полной массой до 2 т,
идентичного "Ситроену Берлэнго" (Berlingo). Годом ранее во
французском местечке Лье Сэнт-Аманд вступил в строй второй
"Северный завод СЕВЭЛ" (SEVEL Nord), где наладили выпуск
фургонов "Пежо Эксперт" (Expert) и аналогичных ему "Ситроен
Джампи" (Jumpy) и "ФИАТ Скудо" (Scudo) полной массой до 2,5
т. Кроме того, "Пежо" по-прежнему предлагает на базе своих
легковых моделей варианты с кузовами фургон и пикап.