
Всемирно
известный ныне японский изготовитель легковых машин "Мазда"
начинал автомобильное производство с легких грузовиков.
Первой же продукцией небольшой фирмы "Тойо Корк Когё" (Toyo
Cork Kogyo), основанной в 1920 г. инженером Дзюдзиро Мацуда
(Jujiro Matsuda), были разнообразные изделия из пробки.
Переименованная в 1927 г. в "Тойо Когё" (Toyo Kogyo Co.),
она начала изготовлять металлообрабатывающие станки, а в
1931 г. выпустила полутонный 3-колес-ный грузовик "DA" с
мотоциклетным 1-цилиндровым мотором в 9,5 л.с., получивший
заимствованное из японской мифологии имя "Мазда". Он
оказался удачным, и в 1935 г. их собирали по 300 штук в
месяц.
После войны и американских бомбардировок Хиросимы фирме "Тойо
Когё" только в 1949 г. удалось начать производство 1-тонных
3-колесных грузовых машин "СГ". Через три года их собирали
по 3 тыс. ежемесячно. С конца 50-х гг. выпускался новый
3-колесный автомобиль "К360" грузоподъемностью 300 кг с
бензиновым двигателем V2 (356 см, 15 л.с.), расположенным с
задней части цельнометаллической кабины. Его шасси в 1960 г.
стало основой первого легкового автомобиля "Мазда R360", на
базе которого уже через год появился 4-колесный минигрузовик"В360".
Параллельно фирма предлагала семейство 3-колесных машин
"Т1500" и "Т2000" грузоподъемностью 750~1200 кг с
двигателями мощностью 46-50 л.с. В 1962 г. на базе легкового
автомобиля "Мазда-800" фирма выпустила первый пикап на 400
кг груза.
Создание 4-колесных грузовиков "Мазда" началось в 1950 г. с
моделей "СА" и "CF", но первый успех в этой области пришел
только в апреле 1958 г. с моделью "Ромпер DMA" (Romper)
полукапотной компоновки с 2-цилиндровым мотором (35 л.с.).
Впервые его предложили в варианте 4x4. В 1964 г. появился
2-тонный бескапот-ный вариант "Е2000" с 4-цилин-дровым
бензиновым двигателем (52 л.с.), ставший основой современной
легкой серии "Е". На следующий год у английской фирмы "Перкинс"
(Perkins) была приобретена лицензия на дизельные двигатели,
и с 1967 г. новый 2,5-тонный автомобиль "Е2500"
комплектовали бензиновым или дизельным моторами. Через год
началось производство дизельного варианта "Е3800" или
"Боксер" (Boxer), который в 1984 г. дал жизнь новой серии
"Т" грузоподъемностью 2~4 т, получившей имя "Титан" (Titan).
С 1968 г. для местного рынка компания выпускала легкие
грузовики "Е360" и "Портер" (Porter) с двигателями рабочим
объемом 360-550 см3. Одновременно на легковых шасси
предлагались пикапы, на одном из которых в 1974 г. в опытном
порядке появился роторно-поршневой двигатель (105 л.с.)
системы Ванкеля (Wankel), лицензию на который фирма "Тойо
Когё" в 1961 г. приобрела в Германии. В ноябре 1970 г. она
начала сотрудничество с американским концерном "Форд" (Ford),
который к 1979 г. обладал уже 25% ее акций (в 1996 г. -
33%).
В 1984 г. фирма была переименована в корпорацию "Мазда
Мотор" (Mazda Motor Corporation) и развила бурную
деятельность по созданию новых поколений грузовых машин. На
базе серийных легковых шасси в 1982 г. началось производство
пикапов "В2000", которые с 1986 г. собирают в США. В 1987 г.
появилась гамма легких фургонов и пикапов "Бонго" (Bongo) с
1,6-литровым двигателем, которая в экспортном 2-литровом
исполнении получила индекс "Е2000". В 90-е гг. все эти серии
были существенно модернизированы. Пикапы предлагались в
вариантах "В1800", "В2200", "В2500" и "В2600" (4x2/4x4) с
разными моторами (1,8-2,6 л, 87~122 л.с), коробками передач
и тремя вариантами кабин — короткой стандартной 3-местной,
удлиненной "Кэб Плюс" (Cab Plus) и двойной 5-местной "Крю
Кэб" (Crew Cab). В США выпускается пикап "В4000" с
двигателями V6, автоматической коробкой, гидроусилителем
рулевого механизма, АБС и подушками безопасности. В серии
"Е" прибавилась модель "Е2200" с 2,2-литровым дизелем,
кузовом-фургоном или бортовой платформой грузоподъемностью
от 850 до 1650 кг. В Японии их аналоги "Бонго" и "Бонго
Брауни" (Brawny) с полезной нагрузкой 750~1500 кг имеют
дизели (1,8-2,5 л, 79-88 л.с.), автоматическую 4-ступенчатую
коробку передач и гидроусилитель рулевого механизма. Типично
японский класс компактных развозных машин на 850-1000 кг
теперь представляют пикапы и легкие фургоны "Скрум" (Scrum)
полной массой 1,3 т с 3-цилиндровым дизелем (657см3, 50
л.с.). Полностью измененная в 90-е гг. серия "Титан"
(4x2/4x4) включает несколько моделей грузоподъемностью
1,0-3,0 т с современными короткой или двойной кабинами и
дизелями мощностью 91~ 123 л.с. Все грузовые машины
выпускаются на одном из трех заводов компании "Мазда" близ
Хиросимы.