30
октября 1953 г. моторо-строительный завод из горного города
Прибой подписал с австрийским отделением швейцарской фирмы "Заурер"
(Saurer) лицензионное соглашение на сборку 8-тонной серии
капотных грузовых автомобилей "6GGF". С этого времени
предприятие было переименовано в "Автомобильную фабрику
Прибой" (Fabrika Automobilia Priboj), известную под
аббревиатурой ФАП. С приобретением новых лицензий у фирм "Лейланд"
(Leyland), "Перкинс" (Perkins) и ЦФ (ZF) производство серии
двигателей и коробок передач было организовано на
"Моторостроительной фабрике в Сараево" (Fabrika Motora
Sarajevo), сокращенно ФАМОС (FAMOS). Оба предприятия
составили холдинг ФАП-ФАМОС, в который со временем влились
автобусные заводы ТАЗ (TAZ) в Загребе и "11 октября" в
Скопье.
С конца 50-х гг. капотный грузовик по лицензии "Заурера"
выпускался под индексом ФАП-13.14 и оснащался лицензионными
6-цилиндровым дизелем (8,3 л, 145 л.с.) и 5-ступенчатой
коробкой передач. При установке на него 6-цилиндрового
11-литрового мотора мощностью 200 л.с., выпускавшегося по
лицензии "Лейланда", грузовик имел индекс "16.20". В 60-е
гг. в программе появился 12-тонный 200-сильный вариант
ФАП-18.20 с 6-ступенчатой коробкой передач и обтекаемой
кабиной над двигателем, применявшейся на швейцарской серии
"5DF". На его базе собственными силами был разработан
13,5-тонный 230-сильный грузовик "22.22" (6x2) полной массой
22 т, затем появились 10-тонный самосвал "19.21Bk" и
седельный тягач "19.215" с двигателем мощностью 205 л.с. и
двойной главной передачей. Приобретение в начале 70-х гг.
лицензии на более простой вариант кабины от швейцарских
грузовиков серии"D230F/330F" позволило начать сборку машин
ФАП-15.16 и "15.20" грузоподъемностью 9,5 т, полной массой
15,5-19,5 т с двигателями мощностью 160-200 л.с. С 1975 г.
эта кабина устанавливалась на серии "10.16"
грузоподъемностью 6,5 т. Выпускались эти машины до конца
80-х гг.
В 1970 г. было подписано соглашение с компанией "Даймлер-Бенц"
(Daimler-Benz) на ежегодную сборку до 10 тыс. средних и
тяжелых грузовых автомобилей, а также 6-, 8- и
10-цилиндровых дизельных двигателей. Немецкая сторона
поставляла сборочные комплекты дорожных автомобилей "1213",
"1216", "1620", "1926", "2232", "2626" и "2632", а также
внедорожных шасси "2026" (6x6) и "2832" (8x8). Первоначально
на них устанавливались двигатели ФАМОС мощностью до 269
л.с., замененные вскоре на лицензионные моторы "Мер-седес-Бенц"
(Mercedes-Benz) в 126"320 л.с. Внешне автомобили ФАП
отличались от "мерседесов" только облицовкой передней панели
кабины. В 1982^86 гг. производство грузовиков ФАП составляло
4500-5550 единиц в год. Последующие политические события,
распад Югославии и разразившиеся за ним военные действия,
привели к срыву кооперационных связей внутри небольшого
концерна ФАП-ФАМОС. В 90-е гг. его деятельность практически
прекратилась.