Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики FAP

30 октября 1953 г. моторо-строительный завод из горного города Прибой подписал с австрийским отделением швейцарской фирмы "Заурер" (Saurer) лицензионное соглашение на сборку 8-тонной серии капотных грузовых автомобилей "6GGF". С этого времени предприятие было переименовано в "Автомобильную фабрику Прибой" (Fabrika Automobilia Priboj), известную под аббревиатурой ФАП. С приобретением новых лицензий у фирм "Лейланд" (Leyland), "Перкинс" (Perkins) и ЦФ (ZF) производство серии двигателей и коробок передач было организовано на "Моторостроительной фабрике в Сараево" (Fabrika Motora Sarajevo), сокращенно ФАМОС (FAMOS). Оба предприятия составили холдинг ФАП-ФАМОС, в который со временем влились автобусные заводы ТАЗ (TAZ) в Загребе и "11 октября" в Скопье.

С конца 50-х гг. капотный грузовик по лицензии "Заурера" выпускался под индексом ФАП-13.14 и оснащался лицензионными 6-цилиндровым дизелем (8,3 л, 145 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. При установке на него 6-цилиндрового 11-литрового мотора мощностью 200 л.с., выпускавшегося по лицензии "Лейланда", грузовик имел индекс "16.20". В 60-е гг. в программе появился 12-тонный 200-сильный вариант ФАП-18.20 с 6-ступенчатой коробкой передач и обтекаемой кабиной над двигателем, применявшейся на швейцарской серии "5DF". На его базе собственными силами был разработан 13,5-тонный 230-сильный грузовик "22.22" (6x2) полной массой 22 т, затем появились 10-тонный самосвал "19.21Bk" и седельный тягач "19.215" с двигателем мощностью 205 л.с. и двойной главной передачей. Приобретение в начале 70-х гг. лицензии на более простой вариант кабины от швейцарских грузовиков серии"D230F/330F" позволило начать сборку машин ФАП-15.16 и "15.20" грузоподъемностью 9,5 т, полной массой 15,5-19,5 т с двигателями мощностью 160-200 л.с. С 1975 г. эта кабина устанавливалась на серии "10.16" грузоподъемностью 6,5 т. Выпускались эти машины до конца 80-х гг.

В 1970 г. было подписано соглашение с компанией "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz) на ежегодную сборку до 10 тыс. средних и тяжелых грузовых автомобилей, а также 6-, 8- и 10-цилиндровых дизельных двигателей. Немецкая сторона поставляла сборочные комплекты дорожных автомобилей "1213", "1216", "1620", "1926", "2232", "2626" и "2632", а также внедорожных шасси "2026" (6x6) и "2832" (8x8). Первоначально на них устанавливались двигатели ФАМОС мощностью до 269 л.с., замененные вскоре на лицензионные моторы "Мер-седес-Бенц" (Mercedes-Benz) в 126"320 л.с. Внешне автомобили ФАП отличались от "мерседесов" только облицовкой передней панели кабины. В 1982^86 гг. производство грузовиков ФАП составляло 4500-5550 единиц в год. Последующие политические события, распад Югославии и разразившиеся за ним военные действия, привели к срыву кооперационных связей внутри небольшого концерна ФАП-ФАМОС. В 90-е гг. его деятельность практически прекратилась.
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы