
23 декабря 1955 г. отделение грузовых автомобилей компании "Рено"
(Renault) подписало с фирмами "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA)
соглашение о создании объединения с длинным названием
"Акционерное общество по производству автомобилей
промышленного назначения и механического оборудования" — "Сосьете
Аноним де Вэикюль Индюстриэль э д'Экипман Меканик" (Societe
Anonyme des Vehicules Industriels et d'Equipements
Mecaniques), сокращенно САВИЭМ (SAVIEM). С первых дней
контрольный пакет его акций принадлежал корпорации "Рено". В
состав группы САВИЭМ входила также автобусная компания "Шоссон"
(Chausson). В советской технической литературе фирму САВИЭМ
именовали "Савьем". Объединение было создано для сплочения
сил крупных французских изготовителей грузовиков и
противостояния иностранным компаниям, а также мощной
национальной фирме "Берлие" (Berliet). При этом корпорация "Рено",
никогда не испытывавшая к грузовикам особого интереса,
попросту пожелала переложить их производство на чужие плечи,
сосредоточившись на более выгодном массовом выпуске легковых
машин. Кроме того, у военно-промышленного комплекса
"Шнейдер" (Schneider), владевшего фирмой СОМЮА, также пропал
интерес заниматься грузовиками, и он уступил САВИЭМу свое
автомобильное отделение.
Получилось, что единственной заинтересованной в новом
образовании фирмой оказалась"Латиль". САВИЭМ получил в свое
распоряжение цех грузовых автомобилей "Рено" в Бийянкуре,
небольшой завод комплектующих изделий в Ле Мане, два
предприятия "Латиля" в Сюрэне и Сэн-Клу и завод СОМЮА в
Сэн-Куане. Деятельность САВИЭМа началась с того, что на всех
автомобилях прежних марок попросту изменили названия. Они
получили дополнительные буквы "LRS", что означало "Latii-Renault-SOMUA".
Грузовые автомобили "Рено" среднего класса серий "R2150" и
"R2180" с бензиновыми двигателями, а также "R4150" "и R4182"
с дизелями выпускались до июля 1958 г. под маркой "Рено-LRS".
Лишь в начале 1958 г. в бывшей программе "Рено" появились
обновленные модели бортовых автомобилей и седельных тягачей
тех же серий, включая варианты 4x4, носившие обозначение "САВИЭМ-LRS".
Первые грузовики марки "САВИЭМ" появились в 1960 г. Их
основой стали прежние модели "R4153" и "R4154" с двигателем
модели "572" и колесными базами 3645 и 4355 мм, получившие
имена "Мондрагон" (Mondragon) и "Танкарвилль" (Tancarville),
позаимствованные у плотины на Роне близ Монтелимара на юге
Франции и автомобильного моста через Сену около местечка
Танкарвилль близ Гавра.
Официально они носили другие обозначения - соответственно
"R1520" ("AR20") и "R1530" ("BR20"), но чаще эти грузовики
называли "ложными "савьемами". В общей сложности их было
изготовлено всего около 200 штук. В 1961 г. модели "R1521" и
"R1531" получили новый 6-цилиндровый горизонтальный
двигатель "Фюльгур F646" (Fulgur) рабочим объемом 6840 см3 и
мощностью 150 л.с., разработанный для автобуса "SC1".
Оборудованный таким мотором усиленный вариант "Танкарвилля"
в 1965 г. стал называться "ТР10". Его полную массу увеличили
с 13,5 до 15,9 т и стали использовать в качеаве тяжелого
строительного самосвала. До 1967 г. сделали 225 таких машин,
завершив эру "Рено" на САВИЭМе. Из программы "Латиля" первое
время под маркой "Латиль-LRS" безо всяких изменений
выпускалось несколько полноприводных тягачей, а также
единавенная грузовая серия "Н14А1В6". Вскоре, установив на
это шасси 150-сильный мотор и старую кабину с облицовкой
СОМЮА, был создан гибридный вариант САВИЭМ SA1B8. Некоторое
время под маркой "САВИЭМ" продолжалось изготовление тяжелых
шасси "M16A1TZ" (6x6) для аэродромных пожарных машин. В
последующие годы компактные тягачи "Латиль TL12" (4x4)
предлагались как САВИЭМ-LRS H14TL12B. Затем их производство
продали концерну "Крёзо-Луар" (Creusot- Loire).
С первых дней образования САВИЭМа на заводе СОМЮА
продолжалось изготовление серии 2- и 3-осных машин "JL19"
под маркой "САВИЭМ-LRS". В мае 1958 г. был создан новый
седельный тягач "JL19CT", поступивший в производство через
год как "JL20" (4x2/6x2). На нем устанавливался 150-сильный
дизель СОМЮА D615H, а также его вариант с турбонаддувом
мощностью 180 л.с. Внешне автомобиль отличался лишь более
простой облицовкой кабины. Ряд оригинальных по форме кабин
для серии "JL20" предлагали кузовные фирмы "Пельпель" (Pelpel),
"LUepo" (Chereau) и °Konap"(Cottard).
Воплощение амбициозных планов САВИЭМа началось в 1956 г. с
закладки на месте старой верфи в Бленвилле близ Кана нового
завода. Он был готов в 1965 г., а годом ранее в распоряжение
фирмы поступил бывший военный завод в Лиможе, куда перевели
производство двигателей "Фюльгур". Летом 1959 г. концерн
"Рено" выкупил последние акции фирмы "Латиль" и стал
полноправным владельцем всего объединения САВИЭМ, превратив
его в свой филиал по производству грузовиков. С тех пор все
они получили единую марку "САВИЭМ". Вскоре начался второй
этап укрепления позиций САВИЭМа. В 1961 г. к нему
присоединились две автобусные фирмы "Изоблок" (Isobloc) и
"Флуара" (Floirat), затем компании "Ришар-Континенталь"
(Richard-Continental) по производству дорожно-строительной
техники и "Синпар" (Sinpar), переделывавшая стандартные
автомобили в полноприводные, а также ряд мелких
фирм-изготовителей комплектующих изделий. Между тем, к концу
50-х гг. стало ясно, что САВИЭМ оказался "у разбитого
корыта". Грузовики "Латиль" были слишком ненадежными и
выпускались только до 1961 г. Серия "Рено" с горизонтальными
двигателями под рамой выглядела явно устаревшей.
Оставалась единственная ставка на гам му СОМЮА, но у этой
фирмы в распоряжении был только 6-цилиндровый мотор рабочим
объемом 9,35 л. В 1960 г. появился САВИЭМ JL21 полной массой
13-26 т, получив ший новый 4-цилиндро вый 100-сильный вих
рекамерный дизель "Фюльгур". Следующие серии "JL23", "JL25",
"JL28" и "JL29" (1961-64 гг.) отличались друг от друга лишь
деталями внешнего оформления, более удобными кабинами и
вариантами 4- и 6-цилиндровых "вертикальных" модификаций
мотора "Фюльгур" (4560 и 6540 см3) мощностью 100-150 л.с.
Такие машины достигали скорости 85 км/ч и стали первыми
магистральными тягачами марки "САВИЭМ". Поиски новых более
надежных силовых агрегатов привели САВИЭМ к закупке
6-цилиндровых дизелей мощностью 150 и 192 л.с. у немецкой
фирмы "Хеншель" (Henschel). Впервые они появились в 1961 г.
на модели "JL20", получившей марку "САВИЭМ-Хеншель JL200", а
затем устанавливались на серии "JL28". Одновременно под
маркой "САВИЭМ" в 60-е гг. изготовлялись 2- и 3-осные
карьерные самосвалы "МТР" и "MPTV" грузоподъемностью 12 и 17
т, разработанные на СОМЮА.
К середине 60-х гг. кооперация с "Хеншелем", попавшим в
тяжелое финансовое положение, завершилась. Между тем, еще в
1963 г. началось сотрудничество в области дизельных
двигателей с фирмой МАИ (MAN). С другой стороны, ориентация
на автомобили большой грузоподъемности, имевшие ограниченный
спрос, не позволяла получить запланированные доходы. В
октябре 1964 г. на САВИЭМе приняли к производству серию
грузовиков полной массой 3,5-5,0 т. За основу были взяты две
популярные серии "Рено" - 1-тонное семейство развозных машин
Тоэ-летт" (Goelette) и 2,5-тонное Талион" (Galion). Они
появились в июне 1965 г. под обозначениями "SG2" и "SG4",
что являлось сокращением от наименований "Супер Гоэлетт"
(Super Goelette) и "Супер Галион" (Super Galion). Автомобили
получили верхнеклапанные 4-цилиндровые дизели САВИЭМ с
непосредственным впрыском топлива и сферической камерой
сгорания в поршне рабочим объемом 3017 и 3317 см3 мощностью
70-75 и 80-85 л.с. соответственно, разработанные совместно с
МАНом; рычажно-пружинную подвеску (передняя была
независимой), барабанные тормоза с гидроприводом, новые
3-местные кабины над двигателем. Они имели грузоподъемность
от 1,0 до 4,7т и несколько размеров колесной базы.
Универсальные полноприводные варианты получили маркировку
"ТР-3". Все эти автомобили с 1966 г. стали продаваться в
Германии под маркой "МАИ" (модели "270", "475", "485", "585"
и др.). Их шасси с кабиной стало основой для целой гаммы
легких грузовиков МАИ, оборудованных собственными моторами.
В1967 г. лицензия на производство серии "SG" была продана в
Чехословакию, где обе модели выпускались на заводе "Авиа"
(Avia).
Серия "SG" считается лучшим творением САВИЭМа, но
самостоятельно развить этот успех фирма не смогла. В 1968 г.
начался этап углубленной кооперации с МАНом, фактически
положивший конец собственным конструкторским разработкам. С
этого момента все автомобили получили аббревиатуру "SM",
расшифровывающуюся как "SAVIEM-MAN". Развитием серии "SG"
стали более тяжелые машины моделей "SM7", "SM8" и "SM10"
полной массой 7~10 т, от которых в 1975 г. родились
семейства "JK", "JN" и "JP" полной массой 6,0-13,0 т.
Автомобили оснащались кабиной "Клуб" (Club), разработанной
так называемым "Клубом четырех", куда, помимо САВИЭМа,
входили фирмы "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz), ДАФ (DAF) и
"Вольво" (Volvo).
Сначала сотрудничество с МАНом в области тяжелых машин
развивалась не столь бурно, так как САВИЭМ смог
противопоставить в этой сфере собственные машины. Обратиться
к немецкому партнеру заставило неудовлетворительное качество
двигателей "Фюлгур". В результате в 1964 г. на машины серии
"11" начали ставить 6-цилиндровые дизели МАИ мощностью 170,
200 и 240 л.с. Эти варианты получили обозначения "JM170",
"JM200" и "JM240", где буква "М" указывала на участие в их
создании фирмы МАИ. Дальнейшая кооперация привела к тому,
что в начале 70-х гг. машины САВИЭМ были заменены продукцией
МАНа, получившей в маркировке индекс "SM". Самыми мощными из
них были модели "SM260" и "SM280" с 6-цилиндровым дизелем
МАИ (10340 см3, 256 или 285 л.с). Одновременно на заводе в
Бленвилле собирали капотные и бескапотные машины МАИ,
переименованные в САВИЭМ.
В 1976 г. было подписано первое соглашение с компанией
"Берлие". В результате из ворот САВИЭМа вышла партия
грузовиков "РХ40", аналогичных модели "Берлие GR350". Через
год появился магистральный тягач САВИЭМ PS30T с 300-сильным
мотором МАИ и новой откидывающейся кабиной САВИЭМ 875.
Тяжелое экономическое положение европейских автомобильных
производителей в середине 70-х гг. заставило французское
правительство задуматься над проблемой выживания
национальных компаний. В 1978 г. по инициативе Президента
Франции было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и
"Берлие" и создания на их базе филиала "Рено" по
производству грузовых машин, которому присвоили название
"Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels),
сокращенно РВИ (RVI). С момента создания нового объединения
началась активная унификация программ САВИЭМа и "Берлие". От
прежней гаммы САВИЭМа без особых изменений сохранилась
только средняя серия "JN/JP". Автомобили "Берлие 950КВ6" и
"GRH230" с кабинами САВИЭМ стали предлагаться под маркой
"САВИЭМ" (модели от "НМ15" до "HL38"). Аналогичная
метаморфоза произошла и с тяжелыми седельными тягачами
"Берлие": модели "TR280", "TR305" и "TR350" с кабинами
САВИЭМ известны как САВИЭМ РХ28Т, "РХЗОТ" и "РХ40Т".
Последний автомобиль марки "САВИЭМ" был изготовлен 21 апреля
1980 г. Наследниками фирмы САВИЭМ в будущей программе "Рено"
стали машины легкого и среднего классов, давшие жизнь сериям
"Мастер" (Master), "В" и "S".