
Компания
"Хино" относится к крупнейшим в мире производителям средних
и тяжелых грузовых автомобилей. Она ведет свою историю от
первых в Японии изготовителей грузовиков - "Токийской
судостроительной верфи" ("Токио Исикавадзима Шипбилдинг энд
Инд-жиниринг" - Tokyo Ishikawajima Shipbuilding &
Engineering Co.) и "Токийской газовой и электрической
компании" ("Токио Гэс энд Электрик И ндастри"- Tokyo Gas &
Electric Industry Co.), co-кращенноТГЭ (TGE). Они выпускали
практически одинаковые машины, носившие соответственно марки
"Сумида" (Sumida) и "Чийода" (Chiyoda). В 1937 г. фирмы
объединились, и прежние грузовики были переименованы в "Исудзу"
(Isuzu). После очередной перегруппировки сил в 1941 г.
компания стала называться "Дизель Мотор Индастри" (Diesel
Motor Industry Co.). В 1942 г. предприятие, ранее
принадлежавшее компании ТГЭ, отделилось от нее и получило
название "Хино Хэви Индастри" (Hino Heavy Industry Co.). Оно
продолжило выпуск 7-тонных дизельных грузовиков, бывших "Чийода",
с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения мощностью 125
л.с.
В 1946 г. на "Хино" построили первый японский дизельный
седельный тягач с 15-тонным полуприцепом и пневматическим
приводом тормозов. В 1948 г. фирма, переименованная в "Хино
Дизель Индастри" (Hino Diesel Industry Co.), выбрала своим
магистральным направлением создание широкой гаммы дизельных
двигателей для тяжелых грузовиков. Лишь в 1953 г. началась
сборка 13,5-тонного карьерного самосвала "ZG" с 1-местной
кабиной, 6-цилиндровым дизелем в 175 л.с. и 6-ступенчатой
коробкой передач. Только к концу 50-х гг. появились базовые
2- и 3-осные ка-потные машины "Хино" грузоподъемностью 4-10
т (серии "ТЕ", "ТН", "ZC"). Они комплектовались
унифицированными 6-цилиндровыми двигателями (7014 и 7690
см3, 125-150 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, двойными
главными передачами, рессорной подвеской и пневматическим
приводом тормозов.
В начале 60-х гг. компания "Хино Моторс" (Hino Motors Ltd.)
заложила основу своей программы грузовых машин. С 1961 г. на
шасси легкового автомобиля "Контесса" (Contessa) предлагался
первый 35-сильный пикап "Бриска" (Brisca) грузоподъемностью
750 кг. Через год появились 3-колесные грузовики "Ориент" (Orient)
и "Хастлер" (Hustler) мощностью 12 л.с. с
цельнометаллическими кабинами и кузовом. Интерес к таким
машинам вскоре был утерян и фирма занялась созданием новых
более крупных грузовых автомобилей. В 60-е гг. начался
выпуск семейства среднего класса "Рэйнджер" (Ranger) с
кабиной над двигателем, включавшего 2-осные 90-сильные
модели "KL", "КМ" (4x2) и "WB" (4x4) грузоподъемностью
3,0-4,5 т, 7,5-тонный "КС", тяжелые капотные 14-тонные
самосвалы "ZM" (6x4) с 10-литровым дизелем мощностью 190
л.с., бескапотные 200-сильные грузовики "ТС" (6x2) с двумя
передними управляемыми мостами. Особенностью тяжелых машин
был 4-ступенчатый демультипликатор, увеличивавший общее
число передач трансмиссии до 16~20. В марте 1967 г. фирма "Хино"
вошла в состав автомобильной компании "Тойота" (Toyota),
превратившись в ее филиал по производству средних и тяжелых
грузовых автомобилей. В 70-е гг. "Хино" занималась
совершенствованием своей программы и внедрением новой гаммы
дизелей с непосредственным впрыском топлива.
В 1980-81 гг. была внедрена новая гамма автомобилей среднего
класса "Рэйнджер" полной массой до 16,5 т с улучшенной
кабиной над двигателем. Годом позже появилась тяжелая гамма
"СуперДолфин" (Super Dolphin). Машины, оснащенные новыми
более экономичными моторами, имели название "Эконо Дизель" (Econo
Diesel). В первую серию входили многочисленные и внешне
почти не отличавшиеся друг от друга модели "FB", "FC", "FD",
"FE", "FF", "FG", "FT" (4x2) и полноприводные исполнения "GD"
и "GT" (4x4) полной массой 7,5-16,5 т. Они оснащались
экономичными 4- и 6-цилиндровыми дизелями (3660-7412 см3,
113-195 л.с.) с новой системой смесеобразования HMMS. В них
использовался спиральный патрубок для подачи воздуха в
цилиндры и три полусферических выемки в головке каждого
поршня, способствовавшие возникновению микроскопических
завихрений. Это создавало лучшее перемешивание воздуха с
топливом, улучшало температурный режим, обеспечивало более
полное сгорание, снижение расхода топлива и токсичности.
Параллельно выпускались их упрощенные капотные аналоги "NH",
"KY" (4x2) и "NZ" (4x4). Тяжелая гамма включала новые
бескапотные модели "FR" (6x2) и "FS" (6x4) полной массой
23-26 т, а также традиционные капотные грузовики "ZM", "ZY"
(6x4), "ZC" (6x6) и 16-тонные лесовозы "WG" (6x6) полной
массой до 35 т. Их оборудовали безнаддувными рядными
6-цилиндровыми дизелями или моторами V8 и V10 (9419-24610
см3, 215-520 л.с.). Фирма предлагала также магистральные
тягачи с кабиной над двигателем моделей "SH" (4x2) и "SS"
(6x4) для автопоездов полной массой 38~55 т, способные
развивать скорость 90~112 км/ч. Их оборудовали самыми
мощными вариантами двигателей, 9-ступен-чатыми коробками
передач и системой рекуперации энергии HIMR (встроенный в
маховик двигателя электромотор, выполнявший функции
стартера, генератора и тормоза-замедлителя).
В то время "Хино" располагала широкой программой, состоявшей
из 20 базовых моделей, за каждой из которых скрывался
десяток вариантов. На моделях для Японии с 1981 г.
устанавливался первый в практике "Хино" дизель с
турбонаддувом и промежуточным охлаждением, автоматические
коробки передач, пневматическая подвеска и передние дисковые
тормоза. В 1982 г. фирма отметила выпуск 1-миллионного
автомобиля. К концу десятилетия, выпустив 27942 грузовика
полной массой более 15 т, "Хино" вышла на седьмое место в
мире.
В 90-е гг. грузовики "Хино" получили более современные
комфортабельные, безопасные и обтекаемые кабины и
облегченные низкорамные шасси, позволившие максимально
использовать разрешенную в стране габаритную длину
одиночного автомобиля в 12 м. Новая серия среднего класса
стала называться "Спейс Рэйнджер" (Space Ranger). Она
включала 14 базовых моделей, в том числе бортовые "FC", "FD",
"FE", "GD", "FJ" (4x2), "FT", "FX", "GX" (4x4) "FG" и "GK"
(6x4) грузоподъемностью 4,0-11,5 т и полной массой 8,5-17,8
т. Они комплектовались 4- и 6-цилиндровыми дизелями без
наддува (4899- 7961 см3, 140~235л.с.) и одним вариантом
8-литрового мотора с турбонагнетателем и промежуточным
охлаждением мощностью 260 л.с, 5- или 6-ступенчатыми
коробками передач. Ряд моделей предлагался с пневматической
подвеской и дисковыми тормозами с АБС. В 1999 г. на смену
самой легкой модели "FB" пришла новая развозная гамма "Дутро"
(Dutro) грузоподъемностью 2~ 4 т, разработанная совместно с
фирмами "Тойота" и "Дайхацу" (Daihatsu). Автомобили полной
массой 4,5~7,5 т оснащались дизелями мощностью 130-150 л.с.
и механической коробкой передач. В1992 г. началось
формирование наиболее полной тяжелой низкорамной серии "Супер
Долфин Профия" (Super Dolphin Profia).
Базовыми стали бортовые грузовики и фургоны "FH" (4x2),
"FN", "FP", "FR", "GN" (6x2), "FS" и "FQ" (6x4), "FW" (8x4)
грузоподъемностью 8,9-16,2 т, полной массой 15,7-25,9 т с
двигателями мощностью 300-520 л.с. и вместимостью кузовов до
66 м3. Главными новинками были варианты "Профия" и "Профия
Терэви" (Teravie) с менее токсичными моторами с изменяемой
геометрией входного патрубка турбонагнетателя, механической
7-ступенчатой или автоматической 16-ступенчатой коробкой
передач, преимущественным использованием пневматической
подвески с электронным регулированием уровня шасси, с
короткими кабинами со спальным местом над местом водителя. В
1999 г. появился длиннобазный 13,7-тонный грузовик "Профия
Терэви FN", у которого средний управляемый мост был сдвинут
к середине грузовой платформы. В серию "СуперДолфин"
входили также магистральные седельные тягачи "SH" и "SS", а
также 30-тонный самосвал "WR". На автомобилях этой гаммы
применяются как прежние безнаддувные дизели (13267-25977
см3, 270-480 л.с), так и новые 6-цилиндровые 24-клапанные
моторы с впрыском высокого давления и турбонаддувом с
промежуточным охлаждением (10520-12882 см3, 330-400 л.с.),
работающие с механическими коробками с числом передач 5~8.
Некоторые модели оснащаются экологически чистыми
двигателями, работающими на сжатом природном газе, АБС,
электронным регулированием тормозного усилия по колесам,
электромагнитными тормозами-замедлителями, пневматической
подвеской кабин и радарным устройством безопасности.
В 1996 г. фирма "Хино" выпустила свой 2-миллионный
автомобиль. В Японии она владеет 8 заводами с персоналом
около 10 тыс. человек, в том числе крупнейшим
роботизированным комплексом в Хамуре близ Токио, на которых
изготавливаются все агрегаты и детали для машин. Кроме того,
фирма имеет несколько сборочных предприятий в США, Ирландии,
Таиланде, Египте, Малайзии, на Филиппинах. К концу XX века
все они выпускали ежегодно по 80-90 тыс. грузовиков и
автобусов, в том числе машин полной массой более 6 т - 33~35
тыс. штук. По объему производства компания занимает 16-е
место в мире и третье в Японии. Грузовики "Хино"
поставляются в более чем 100 стран мира.