
Легкие
универсальные полно-приводные автомобили "Унимог" (4x4)
причисляют к шедеврам мирового автомобилестроения. Вот уже
более 50 лет они выпускаются концерном "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)
и носят всемирно известную марку "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz),
однако во всех уголках планеты эти машины лучше известны под
названием "Унимог". С технической точки зрения это надежные
энергонасыщенные многоцелевые модели, способные работать в
качестве тягачей, тракторов, коммунальных, пожарных,
армейских машин, как шасси для монтажа всевозможных
надстроек и навесного оборудования. "Унимоги" составляют
обширную унифицированную гамму автомобилей с мощными
дизельными двигателями, многоступенчатыми механическими
трансмиссиями, эффективными тормозами, функциональными
кабинами и средствами для привода дополнительного
оборудования.
Идею универсальной машины, способной заменить легкий
грузовик и трактор, в 1947 г. воплотил в жизнь малоизвестный
конструктор Альберт Фридрих (Albert Friedrich), а первые
образцы были собраны на фирмах "Эрхард унд Зоне" (Erhard &
Sohne) и "Братья Бёрингер" (Gebruder Boehringer) из
Гёппингена. Их машины получили 25-сильный дизель "Мерседес -Бенц",
6-сгупенчатую коробку передач и длинное название "Универсальмоторгерэте"
(Uni-versalmotorgerate) — "Универсальное транспортное
средство", сокращенно "Унимог". Руководители концерна "Даймлер-Бенц"
сразу же обратили на модель внимание и в 1950 г. выкупили
права на изготовление "Унимога". С 1951 г. ее производство
организовали на заводе в Гаггенау, преобразованном в
отделение "Унимог ГмбХ" (Unimog GmbH). Создателем
последующих модификаций "Унимога" стал инженер Рёсспер (Roessler).
Первый серийный 1-тонный автомобиль получил обозначение
"Унимог-401" или "U25". Он имел колесную базу 1720 мм и
снабжался 4-цилиндровым дизелем (1767 см3, 25 л.с.),
пружинной подвеской обоих мостов, отключаемым приводом
передних колес и механической блокировкой дифференциалов.
Деревянная кабина с тентом и коротким капотом имела простую
угловатую форму. По шоссе он развивал скорость 60 км/ч, а на
местности мог передвигаться со скоростью 0,3~0,6 км/ч.
В 1956 г. появился "Унимог-411", предлагавшийся в вариантах
"U30" и "U32" с 1,8-литровым дизелем "ОМ636" мощностью 30 и
32 л.с. и колесной базой 1720~2120 мм. Следующий
"Унимог-406" грузоподъемностью 1,75-2,0 т предлагался в
вариантах "U65" и "U70" с колесной базой 2380 мм и разными
6-цилиндровыми дизелями "ОМ312" (4580 и 5675 см3, 65-70
л.с.). Различные орудия можно было навешивать со всех
четырех сторон, максимальная скорость составляла 70 км/ч,
минимальная — 0,08 км/ч. Главной новинкой в 1955 г. стал
1,5-тонный армейский грузовик "Унимог-404" с колесной базой
2900 мм и 82-сильным карбюраторным мотором, известный как
модель "S".
В 1966 г. "Унимог-411" появился в вариантах "U34" и "U40" с
2-литровым дизелем "ОМ621", а через два года стал основой
для новой серии "Унимог-421" с колесной базой 2250 мм
(модели "U45/U52"). Его развитием стал "Унимог-403"
("U54/U66") с базой 2380 мм, оснащенный 4-цилиндровым
3,7-литровым мотором "ОМ314". На основе армейской модели
"S404" в конце 60-х гг. были созданы наиболее мощные серии
"413" и "416" (80-100 л.с).
В 70-е гг. гамма "унимогов" сформировалась практически
полностью. В 1977 г. "Унимог-421/U52" превратился в самую
легкую модель "U600" грузоподъемностью 1,35 т с базой 2250
мм и 4-цилиндровым предкамерным дизелем "ОМ 616" (2404 см3,
52 л.с). На основе "Унимога-403/1166" создали модель "U72",
преобразованную позднее в 2,4-тонный вариант "U800" с
4-цилиндровым дизелем "ОМ314" (3780 см3, 72 л.с.). Они
выпускались недолго и уступили место модели "406/U84",
которая вскоре стала одной из наиболее известных
представитель ниц этой марки - "Унимог-900" или "U900". На
ней применялся прежний 84-сильный дизель "ОМ352" и
синхронизированная основная 6-ступенчатая коробка, в
комбинации с дополнительными коробками обеспечивавшая до 24
передач вперед и скорость движения от 0,11 до 80 км/ч.
Автомобиль получил округлую металлическую кабину, дисковые
тормоза, гидроусилитель рулевого механизма,
самоблокирующиеся дифференциалы, 2~3 вала отбора мощности. В
то же время появилась серия "424" с колесной базой 2650 мм и
новой кабиной с прямоугольной передней облицовкой. На модели
"424/U95" или "U1000" с полезной нагрузкой 2,7 т мощность
мотора возросла до 95 л.с.
Тяжелую серию "425" представляла 120-сильная модель "U120",
переименованная позднее в "U1200". Серия "416" после долгих
модернизаций сначала появилась как 110-сильная "U1100", от
которой с 1976 г. потянулся модельный ряд самых тяжелых и
мощных машин "U1200", "U1300", "U1500" и "U1700" с колесной
базой 2650 мм и полной массой до 12 т. На них использовался
6-цилин-дровый дизель "OM366A/LA" (5958 см3) с турбонаддувом
мощностью 125-170 л.с. В 1983 г. все они предлагались в
исполнениях "U1250" и "U1750" с удлиненной до 3250 мм базой.
В конце 80-х гг. в программу входили 15 базовых шасси
(модели от "U650" до "U2150"). К тому времени было выпущено
около 400 тыс. "унимогов", а ежегодный объем производства
составлял 7 тыс. машин.
В 90-е гг. основная тяжелая гамма состояла из 6 базовых
моделей: "U1200", "U1400", "U1600", "U1800", "U2100" и
"U2400" полной массой 7,5~ 14,0 т с колесной базой 2650 и
2810 мм, оснащенных разными вариантами мотора серии "ОМ 366"
мощностью 125"240 л.с. и трансмиссией, обеспечивающей по 8
передач вперед и назад. Соответствующие им длин-нобазные
варианты (3250 мм) имели индексы от "U1250" до "U2450". Все
автомобили были приспособлены для работы как в городах, так
и на пересеченной местности. Они оснащаются 2-контурной
тормозной системой, усиленной антикоррозионной защитой,
тормозами-замедлителями, двумя валами отбора мощности и
несколькими точками отбора сжатого воздуха или рабочей
жидкости для привода широкой гаммы навесного оборудования.
По заказам предлагается вариант "U2450L" (6x6)
грузоподъемностью 7 т.
В 1992 г. легкая и средняя гаммы автомобилей "Унимог"
получили более удобную откидывающуюся кабину с коротким
покатым капотом, на некоторых моделях смещенным в правую
сторону. На "Унимоге-408/U90" полной массой 6,2 т
устанавливался 5-цилиндровый дизель "ОМ602" (2874 см3, 87
л.с.), на серии "418" (модели "U110/U140") полной массой 8,5
т - 4-цилиндровый "ОМ364А/LA" с турбонаддувом (3972 см3,102
и 133 л.с.). На всех применялись основные 8-ступенчатые
коробки передач, дисковые тормоза, гидроусилители рулевого
механизма и АБС. С 1996 г. выпускается самый легкий "Унимог
UX100" (4x2/4x4) для городского хозяйства. Он оборудован 4-
или 5-цилиндровыми дизельными моторами "ОМ601" и "ОМ602"
мощностью 73 и 122 л.с. соответственно, механической
5-ступенчатой коробкой передач или гидростатическим приводом
всех колес, 2-контурным гидравлическим тормозным приводом и
двухсторонним расположением органов управления. В 2000 г.
внедрены новые модели "U300", "U400" и "U500" (4x4) полной
массой 10-16 т с двигателями мощностью 150-280 л.с. К концу
XX века под маркой "Унимог" выпускалось два десятка базовых
шасси с моторами мощностью от 73 до 280 л.с.,
приспособленных к работе в самых различных дорожных и
климатических условиях.