
Барон
Теодор фон Либиг (Theodor von Liebieg), пионер
автомобилизации и владелец крупных текстильных предприятий,
стоявший у истоков первого в Центральной Европе легкового
автомобиля "Нессельсдорфер Президент" (Nesselsdorfer
Prasident), в 1906 г. при поддержке немецких финансистов
основал в местечке Райхенберг, в Австро-Венгрии, компанию "Райхенбергер
Аутомобиль Фабрик" (Reichenberger Automobil Fabrik),
сокращенно РАФ. Сначала там выпускали легковые автомобили, а
с 1908 г. в программу вошли грузовики с 4-цилиндровыми
моторами в 24 и 40 л.с., расположенными спереди под капотом
или под сиденьем водителя, и редким в то время карданным
приводом. Наиболее известным автомобилем РАФ является
развозной фургон "FW25" 1909 г. грузоподъемностью 800 кг с
4-цилиндровым 3-литровым мотором мощностью 25 л.с. Его
скорость достигала 80 км/ч. В 1913 г. РАФ приобрела фирма "Лаурин-Клемент"
(Laurin-Klement). По окончании первой мировой войны эта
часть Австро-Венгрии отошла к Чехословакии, и Райхенберг
переименовали в Либерец-Осташов. В Чехословакии фирму РАФ
предпочитали называть Либерецким автомобильным заводом (Liberecka
automobilova tovarna). Считается, что именно он стал основой
объединенных предприятий ЛИАЗ (LIAZ).