
Швейцарская
семейная фирма ФБВ по производству грузовиков, рассчитанных
на местный рынок, завоевала известность благодаря своим
оригинальным конструктивным решениям, хотя в лучшие времена
она выпускала всего по 100-120 машин ежегодно. Ее история
началась в 1894 г., когда молодой механик Франц Брозинчевич
(Franz Brozincevic, 1874-1933) перебрался из родной Хорватии
в благополучную Швейцарию и в 1904 г. открыл в Цюрихе
слесарную мастерскую, а через четыре года основал
собственную фирму "Франц Брозинчевич". В 1910 г. там был
построен первый грузовик марки "Франц" (Franz). В 1916 г.
фирма переехала в город Ветцикон и была переименована в ФБВ,
что означало "Франц Брозинчевич, Ветцикон" (Franz
Brozincevic, Wetzikon). Спустя два года появился первый
грузовик ФБВ модели "R". С 1924 г. основным в программе стал
5-тонный автомобиль "Z" с собственным моноблочным
4-цилиндровым мотором в 50 л.с., карданным приводом и
двойной главной передачей.
С 1928 г. выпускались низкорамные 5-тонные 3-осные машины
6x4 на односкатных колесах, причем некоторые имели цепной
привод. С1934 г. на грузовиках ФБВ стали устанавливать
собственный 6-цилиндровый 8,5-литровый дизель мощностью 100
л.с. К концу 30-х гг. фирма предлагала три серии: "АМ40",
"AS50" (4x2) и "60" (6x4) грузоподъемностью 3,5-7,0 т с 4- и
6-цилин-дровыми бензиновым и дизельным двигателями мощностью
63-100 л.с., 4- и 5-сгупенчатой коробкой передач и
гидроприводом тормозов. С1949 г. выпускались грузовики с
низко расположенными кабинами и горизонтальными двигателями,
установленными под рамой автомобиля. Сначала их оборудовали
механической 12-сгупенча-той коробкой передач; через год
была использована полуавтоматическая, а потом и
автоматическая гидромеханическая коробка передач собственной
конструкции. С середины 50-х гг. использовались "подпольные"
б-цилиндровые дизели в150л.с. и механические 8-ступенчатые
коробки.
Фирма ФБВ стала третьим швейцарским производителем
грузовиков, изготовляя практически все агрегаты для своих
автомобилей самостоятельно. Среди них были вертикальные и
горизонтальные двигатели мощностью 130-320 л.с. с
турбонаддувом, механические коробки передач и
гидротрансформаторы, мосты, рамы и кабины из стали или
алюминиевых сплавов. Программу составляли разные варианты
2-, 3- и 4-осных капотных и бескапотных грузовиков полной
массой 13-28 т, укомплектованные по желанию покупателей,
балластные 230-сильные тягачи "Х50/70" (4x4) для буксировки
75-тонных прицепов, армейские 6-тонные машины "АХ40" (4x4) с
мотором в 115 л.с., автобусы и троллейбусы. В 70-е гг. ФБВ
выпускала 18 базовых дизельных автомобилей, в том числе
капотные модели "70N" (4x2) и "80N" (6x4), бескапотные с
вертикальными двигателями "50V" (4x2), "75V" (6x2), "80V"
(6x4), "85V" (8x4) и горизонтальными - "40U" и "80U".
Магистральные тягачи оснащались двигателем ФБВ (11950 см3,
320 л.с.) с турбонаддувом. Специфические местные требования
не смогли уберечь ФБВ от жестокой международной конкуренции.
В 1978 г. она стала частью национального
военно-промышленного концерна "Эрликон-Бюрле" (Oerlikon-Buhrle),
но уже в 1980 г. 24% ее акций выкупила немецкая компания "Даймлер-Бенц"
(Daimler-Benz). Вскоре эта доля дошла до 49%, и в феврале
1982 г. ФБВ перешла во владение немецкого концерна. Вместе с
фирмой "Заурер" (Saurer) она стала основой новой компании
НАВ (NAW). Последний грузовик марки "ФБВ" был изготовлен в
1985 г.