
"Туринская
фирма СПА из провинции Пьемонт, созданная для производства
легковых и спортивных автомобилей, стала одним из
основоположников итальянского грузового автомобилестроения.
В июне 1906 г. ее основали Маттео Чейрано (Matteo Ceirano) и
Микеле Ан-сальди (Michele Ansaldi), дав фирме длинное
название "Сочиета Пьемонтезе Аутомобили Ансальди-Чейрано" (Societa
Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano) - "Пьемонтское
автомобильное общество Ансальди-Чейрано", известное под
аббревиатурой СПА. В 1908 г. там развернулось производство
авиационных моторов, а также грузовых вариантов легковых
машин, в разработке которых принимал участие известный
конструктор Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). Выиграв в
1910 г. конкурс на поставку грузовиков для армии, СПА
занялась их производством, впервые начав сотрудничество с
концерном ФИАТ (FIAT). К первой мировой войне основой
программы была 3-тонная модель "СПА 8000" с 4-цилиндровым
мотором мощностью 30 л.с., дисковым сцеплением,
4-сту-пенчатой коробкой, червячной главной передачей и
цепным приводом. На ее базе создали 35-сильную модель
"9000", служившую во время войны для установки
артиллерийских орудий, а после нее - самосвал с задней
разгрузкой. В 1925 г. в программу СПА вошел легкий
2,5-тонный грузовик "25С" на пневматических шинах, в котором
воплотились технические идеи модели "ФИАТ-15Тер" (Тег). Он
получил новый 4-цилиндровый высокооборотный мотор (2724 см3,
39 л.с.) и мог развивать скорость 50 км/ч.
В 1926 г. главный финансовый спонсор и акционер - банк
"Национале ди Сконто" (Вапса Nazionale di Sconto) - потерпел
крах, и контрольный пакет акций СПА выкупил концерн ФИАТ.
Сохранив формальную независимость, фирма полностью перешла
на изготовление грузовых автомобилей, в том числе новой
6-тонной капотной машины "СПА 31" с 4-цилиндровым бензиновым
мотором в 55 л.с. С приходом Гитлера к власти в Германии СПА
превратилась в филиал ФИАТа по производству военной
автомобильной техники. В 30-е гг. единственным грузовиком
двойного назначения оставалась 2,5-тонная капотная модель "СПА
38R", продолжившая традиции сразу двух родственных фирм СКАТ
(SCAT) и "Чейрано" (Ceirano), с 1931 г. входивших в состав
ФИАТа. Автомобиль получил 4-цилиндровый бензиновый двигатель
СПА (4053 смЗ, 55 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и
гидрЖривод тормозов.
Модель выпускалась до 1944 г. Поворотным моментом в истории
СПА является 1933 г., когда началось производство одного из
наиболее известных армейских 2-тонных автомобилей повышенной
проходимости "Довункуэ-33" (Dovunque) 6x4. Он получил
открытую кабину с коротким капотом, 6-цилиндровый 3-литровый
мотор ФИАТ мощностью 46 л.с., 4-ступенчатую коробку передач
с 2-ступен-чатой дополнительной, рессорную подвеску,
гидропривод тор-* мозов, свободно вращающиеся боковые
запасные колеса и лебедку. С 1935 г. выпускался вариант
"Довункуэ-35" с двигателем собственного производства (4,1л,
55-60 л.с.). В 1941 г. началось изготовление 6-тонного
бескапотного варианта "Довун-куэ-41" (6x6) с 9,4-литровым
дизелем мощностью 110 л.с. и 10-сгупенчатой коробкой.
Самую большую известность фирме СПА принесли коротко-базные
1-тонные военные автомобили универсального назначения. С
1939 г. выпускался так называемый горный грузовик "CL39"
(4x2) с 4-цилиндровым мотором (1,6 л, 25 л.с.). Он весил
всего 1590 кг, имел достаточно высокую проходимость и
развивал скорость 37 км/ч. Двумя годами ранее началось
изготовление армейских тягачей "TL37" (4x4). На их базе с
1941 г. выпускались дизельные 2,5-тонные грузовики "Т40" и
тягачи "ТМ40". Их главной особенностью были 24-дюймовые
управляемые и ведущие колеса с широкопрофильными шинами,
независимой подвеской и индивидуальным карданным приводом с
блокируемым межосевым дифференциалом. Кроме того, на заводе
СПА выпускали бронеавтомобили, легкие и средние танки. В
ноябре 1942 г. завод подвергся сильным бомбардировкам, но
продолжал активно работать. Автомобили "Т40", "TL37" и "Довункуэ"
выпускались там до 1948 г. Последней разработкой СПА в 1945
г. стал 3-осный 10-тонный бескапотный грузовик "А10000"
(6x4) с 6-цилиндровым дизелем (9365 см3, 108 л.с.),
являвшийся гражданской версией армейской модели
"Довункуэ-41".
В 1947 г. концерн ФИАТ полностью присоединил к себе фирму
СПА, и все создававшиеся ею автомобили были переименованы в
ФИАТ. Через многие годы, с образованием международного
холдинга ИВЕКО (IVECO), бывший завод СПА стал головным
предприятием в Италии по производству грузовиков.