Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики KAMAZ

Камский автомобильный завод (КамАЗ) был одной из советских "строек века". Он должен был стать крупнейшим в СССР изготовителем грузовиков с ежегодной производительностью 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. Строительство КамАЗа было начато в декабре 1969 г. в городе Набережные Челны на берегу Камы в Татарской АССР. Перспективная программа основывалась на унифицированных 3-осных дизельных шасси 6x4 с кабиной над двигателем и нагрузкой на ось не более 6 т, на которых предполагалось выпускать обширную гамму бортовых грузовиков, самосвалов и седельных тягачей, рассчитанных для работы на дорогах любых категорий во всех климатических зонах страны. Все семейство создавалось "с чистого листа" на Московском и Минском автозаводах (ЗИЛ и МАЗ), а двигатели разрабатывали на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ).

Для новых машин был создан экономичный 4-тактный дизель КамАЗ-740 V8 рабочим объемом 10852 см3 (диаметр цилиндра и ход поршня - 120x120 мм) с объемно-пленочным смесеобразованием и тороидальными камерами сгорания. В базовом варианте он развивал 210 л.с., но в дальнейшем предполагалось расширить рамки мощности от 180 до 360 л.с. На автомобилях применялись пневматический усилитель привода 2-дискового сцепления, 5-сгупенчатая коробка передач с синхронизаторами на четырех высших ступенях и 2-диапазонным делителем, межосевой блокируемый дифференциал, встроенный в проходную главную передачу среднего моста.

Выпуск 16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, первых грузовых автомобилей марки КамАЗ представлял собой заметное достижение отечественной автомобильной техники. В 1976~78 гг. программа включала только три базовые модели: грузовой автомобиль КамАЗ-5320 с бортовой платформой полной массой 15,3 т и грузоподъемностью 8 т, 10-тонный строительный самосвал с задней разгрузкой КамАЗ-5511 полной массой 18,9 т и седельный тягач КамАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 т. В последующие годы появились бортовой 10-тонный грузовик "53212" полной массой 18,4 т с колесной базой, увеличенной с 3190 до 3690 мм, шасси "53211" и "53213" для специального оборудования массой до 11 т, сельскохозяйственный 7-тонный самосвал "55102" с боковой разгрузкой и седельный тягач "54112" для 33-тонного автопоезда. Первые годы 43% объема производства составляли самосвалы с кузовом Нефтекамского завода (НефАЗ). На бортовые варианты приходилось 27% производства и 20% ~ на седельные тягачи с 10-ступенчатой коробкой и кабиной со спальным местом.

С вводом в 1981 г. второй очереди КамАЗа началось изготовление 6-тонной серии "4310" (6x6) с постоянным приводом на все колеса с односкатными шинами. Базовая модель "4310", предназначенная для армии, имела лебедку, систему регулирования давления воздуха в шинах и два топливных бака. Упрощенный 7-тонный вариант "43105" предназначался для работы в сельском хозяйстве. В начале 80-х гг. все базовые модели получили двигатели увеличенной с 210 до 220 л.с. мощности и 10-ступенчатые коробки передач. Были изготовлены 13-тонный самосвал "55111" с новым кузовом с продольными боковыми ребрами и 9-тонное шасси "55113" для работы со сменными кузовами.

Только к середине 80-х гг. промышленный комплекс в На бережных Челнах, переименованных на короткое время в город Брежнев, заработал ритмично. В октябре 1988 г. с его конвейера сошел 1-миллионный грузовик. Между тем, оказалось, что эти автомобили имеют спрос практически только внутри страны. Надежды на крупные поставки в развитые страны, в которых разрешались повышенные осевые нагрузки, не оправдались. С началом перестройки и появлением на российском рынке импортных грузовиков положение еще более осложнилось. Окончательно выяснилось, что отечественные КамАЗы не способны с ними конкурировать, и иностранные машины стали постепенно теснить их в собственной стране. Это заставило завод взяться за создание второго поколения, начало выпуска которого приходится на 1988-90 гг.

На обновленных грузовиках стали применять собственные двигатели с турбонадцувом, а также импортные силовые агрегаты и комплектующие. Одновременно были разработаны более комфортабельные варианты прежних кабин с повышенным на 120 мм расположением крыши и внешними аэродинамическими элементами. Главным событием этого периода считается внедрение 2-осного семейства с колесной формулой 4x2, разработанного под руководством главного конструктора Р. А. Аза-матова. Оно было унифицировано с 3-осными машинами и выпускалось с 1989 г. небольшими партиями. Новая гамма включала бортовые грузовики "5315" и "5325" грузоподъемностью 8,5 и 11,3 т и полной массой 16~19 т, а также седельные тягачи "5415" и "5425" для автопоездов полной массой до 34 т. Наиболее удачными на тот момент считались модернизированные полноприводные 3-осные грузовики "43101" и "43106" с дизелем КамАЗ-740.10 мощностью 220 л.с. Одновременно этот мотор начали использовать на всей гамме, а вскоре появился новый двигатель КамАЗ-7403 с турбонадцувом (260 л.с.). На базе моделей "5320", "53212", "54112" и "55111" началось производство модификаций "53208", "53218", "54118" и "55118" с газодизельным двигателем мощностью 210-220 л.с., работавшим на смеси дизельного топлива со сжатым природным газом.

В то время стали появляться первые опытные модели. В 1988 г. было построено несколько тягачей "5415М" (4x2) с оригинальной вместительной кабиной, разработанной в собственном бюро художественного проектирования. В серию они не пошли, и потому большинство других опытных разработок представляло собой серийные шасси КамАЗ с силовыми агрегатами и кабинами иностранных производителей. В 1991 г. был создан 2-осный седельный тягач КамАЗ-5425МА с американским дизелем "Камминс" (Cummins) мощностью 325 л.с. и кабиной финской фирмы "Сису" (Sisu). Самым'мощным стало 420-сильное шасси с такой же кабиной и колесной формулой 6x2. Такие образцы стали основой программы совместного предприятия "Альткам", ставшего впоследствии самостоятельным. За рубежом в 1989-90 гг. шасси "5315" предлагали в варианте 8x4 для установки гидроподъемников.

С переходом к рыночным отношениям КамАЗ был приватизирован и 23 августа 1990 г. стал акционерным обществом. Так начался самый трудный период в короткой истории КамАЗа, когда он не раз стоял на грани банкротства. К огромным техническим, сбытовым и финансовым проблемам добавился гигантский пожар 14-15 апреля 1993 г. в моторном отделении КамАЗа. Ущерб составил 150 миллионов долларов США. Временно остановилось производство ряда моделей, а некоторые стали комплектовать дизелями "Кам-минс", которые вскоре заменили двигателями Ярославского моторного завода и предприятия "Барнаултрансмаш". Если в 1991 г. КамАЗ изготовил 102 тыс. шасси, то в год пожара лишь 57тыс., а в 1995 г. - всего 21 тыс. автомобилей.

Третье поколение КамАЗов, выпускающееся с 1995 г., вновь базировалось на модернизированных вариантах самых первых серий 6x4. Среди них были 11-тонный бортовой автомобиль "53215", седельный тягач "54115" для 36-тонного автопоезда, самосвал "55111.02" с кузовом емкостью 6,6 м3, длиннобазное шасси "53229" с полезной нагрузкой 17 т и шасси "5513" для бетоно-смесителей и сменных кузовов. Они комплектовались двигателями КамАЗ-740.11 и КамАЗ-740. 20с турбонадцувом мощностью 240 и 260 л.с., кабиной увеличенного объема с верхним и боковыми обтекателями. Наиболее совершенный магистральный тягач "54115.04 Кулан" оснащен новой кабиной с двумя спальными местами, разработанной совместно с голландской фирмой ДАФ (DAF), и антиблокировочной системой (АБС). Среди самосвалов появились новые модели - 13-тонный "55112" с двухсторонней разгрузкой и 15-тонный "65115" с кузовом емкостью 8,5 м3 и опрокидыванием назад. Единственным 2-осным дорожным грузовиком остался 6,5-тонный вариант "4325" с мотором мощностью 240 л.с. Его полноприводным вариантом стал 4-тонный автомобиль "4326" (4x4).

Одновременно завод взялся за самостоятельную разработку новых машин, которые представляют собой дальнейшее развитие прежних образцов. На 3-ос-ном шасси разработаны 13-тонный лесовоз "53228" и самосвал "65111" (6x6) грузоподъемностью 14 т. В1996 г. было представлено шасси "6520" (6x4) грузоподъемностью 20-22 т и полной массой 33,5 т для установки бе-тоносмесителей и специального оборудования, а также 19-тонный самосвал "6522 Троян" (6x6) с кузовом емкостью 12 м3. Они оснащены новым дизелем КамАЗ-740.51 (11762 см3, 320 л.с.) с турбонадцувом и промежуточным охлаждением, 8-ступенчатой коробкой передач и колесными редукторами. Их развитием стало самое тяжелое в программе КамАЗа шасси "6340" (8x4) грузоподъемностью 16 т для самосвалов, бето-носмесителей и автокранов. С1996 г. на его базе выпускается самосвал "6540" грузоподъемностью 18,5 т. Одновременно на КамАЗе ведется сборка легковых микролитражных автомобилей "Ока", на базе которых с 2000 г. выпускаются пикап "Гном" и фургон грузоподъемностью 300 кг.

Полноприводные машины второго поколения "43101" дали жизнь унифицированному семейству грузовиков "Мустанг" двойного назначения. Их всесторонним испытаниям способствовало участие команды КамАЗа с конца 80-х гг. в международных ралли и пробегах. Новое семейство включает 4-тонные грузовики "4350" (4x4), 3-осные модели "43114", "43115" и "43118" (6x6) грузоподъемностью 6,0; 7,5 и 11,5 т соответственно, а также 8,5-тонный вариант "5350" с дизелями мощностью 220, 240 и 260 л.с., 10-ступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами, системой подкачки шин, механической лебедкой, топливными баками на 250-560 л. В приводе передних колес использованы более надежные дисковые шарниры.

С 1998 г. выпускается завершивший серию "Мустанг" 16-тонный вариант "6350" (8x8) полной массой 26,8 т с мотором КамАЗ-740.50 (360 л.с.) и механизмом отбора мощности, который передает 100% мощности на стоянке и 40% - в движении.

Наиболее оригинальные машины созданы на КамАЗе для участия в межконтинентальных марафонах Париж-Дакар, Париж-Москва-Пекин и "Мастер-ралли". Из них в 90-е гг. самый громкий успех сопутствовал автомобилям "49251" и "49252" (4x4), превзошедшим все зарубежные аналоги и неоднократно побеждавшим в престижных соревнованиях вплоть до 2001 г. На них установлены отечественные дизели V8 мощностью от 280 до 830 л.с. и импортные 16-сгупенчатые коробки передач с дистанционным управлением. Такие автомобили полной массой 14 т способны развивать по бездорожью или пескам максимальную скорость 180 км/ч.

В содружестве с КамАЗом работает несколько тюнинговых фирм из Набережных Челнов. Предприятия "Автодизайн" и "Элаэр" предлагают удобные кабины увеличенного внутреннего объема с наружными аэродинамическими элементами. ОАО "Разработка и Изготовление Автомобильной Техники" (РИАТ), наряду с созданием более привлекательных кабин, наладило изготовление малыми партиями специализированных грузовиков. Среди них полноприводные лесовоз "6423" грузоподъемностью 13,2 т и шасси "6426" (6x6) для установки полноповоротного экскаватора, самосвал "55111" с кузовом повышенной вместимости, топливозаправ-щики и цистерны на шасси "53229", 3-осный седельный тягач "54112М" с жилым модулем за кабиной. В1998 г. РИАТ начал изготовление кабин "Стайер" с увеличенной на 650 мм высотой крыши и двумя спальными местами. Самой интересной разработкой стал 2-осный фургон КамАЗ-РИАТ 5355 (4x2) грузоподъемностью 7 т с кузовом вместимостью до 22 м3 для быстрой доставки мелких грузов. Он оснащен мотором КамАЗ-740 (210 л.с.) или 6-цилиндровым дизелем "Камминс" (185 л.с.), 5-сгупенчатой коробкой передач Цф (ZF), новой кабиной, развивает скорость 120 км/ч. Перечень надстроек разных производителей на многочисленных шасси КамАЗ достигает 100 моделей.

Во второй половине 90-х гг., когда спрос на КамАЗы резко уменьшился, на заводе активно взялись за создание опытных образцов и небольших партий перспективных машин с преимущественно импортными агрегатами. При этом особое внимание уделяется магистральным седельным тягачам, соответствующим международному уровню. В 1995 г. КамАЗ представил тягач "54112М" (6x4) для международных перевозок с рядным 6-цилиндровым дизелем "Камминс" (269 л.с.) и 9-сгупенчатой коробкой передач "Итон" (Eaton). Допустимая нагрузка на седло 12 т позволяет ему работать в составе автопоезда полной массой 34т. Скоростной магистральный фургон "5360" (4x2) грузоподъемностью 10 т укомплектован двигателем "Камминс" (380 л.с.), 2-дисковым сцеплением "Лайп" (Lipe), 1б-сгупенчатой коробкой ЦФ, задней пневматической подвеской и кабиной от автомобиля ДАФ-95. Аналогичный ему магистральный седельный тягач "5460 Континент" рассчитан на эксплуатацию в составе автопоездов полной массой 40 т и развивает скорость 110 км/ч. Вариант "5460.06" получил мотор "Камминс" (370 л.с.), 9-сгупен-чатую коробку передач "Рено" (Renault), АБС и новую кабину собственного производства с двумя спальными местами, созданную при поддержке фирмы ДАФ и оснащенную холодильником, кухонным блоком, аудиосистемой. Для варианта "54601" предлагаются на выбор двигатели КамАЗ или "Камминс" мощностью 320~ 360 л.с. и механическая 8-сгу-пенчатая коробка передач. С ними унифицирован 3-осный вариант "6460.06 Континент" (6x4) с 16-ступенчатой коробкой и самой комфортабельной кабиной. Он способен работать в составе автопоезда полной массой 46 т и развивать скорость 100 км/ч. В 2000 г. были представлены более экономичные автомобили 6x4 - 14-тонный бортовой грузовик "65117" (260 л.с.) и седельный тягач "65116", предназначенные для замены моделей "53212" и "54112" соответственно, а также 14,5-тонный самосвал "45231" с 3-сторонней разгрузкой.

Запланированных первоначально масштабов производства КамАЗ так и не достиг, хотя заложенный в него производственный потенциал удалось сохранить. Объем производства ОАО "КамАЗ" в 1997 г. составил всего 12765 автомобилей. В 1998 г. он снизился до рекордно малого значения в 3300 машин, вновь поставив завод на грань банкротства. Тем не менее, преодолев трудности, в 2000 г. КамАЗ изготовил 23,5 тыс. автомобилей, создав хорошую перспективу на будущее.
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы