Камский автомобильный завод (КамАЗ) был одной из советских
"строек века". Он должен был стать крупнейшим в СССР
изготовителем грузовиков с ежегодной производительностью 150
тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей.
Строительство КамАЗа было начато в декабре 1969 г. в городе
Набережные Челны на берегу Камы в Татарской АССР.
Перспективная программа основывалась на унифицированных
3-осных дизельных шасси 6x4 с кабиной над двигателем и
нагрузкой на ось не более 6 т, на которых предполагалось
выпускать обширную гамму бортовых грузовиков, самосвалов и
седельных тягачей, рассчитанных для работы на дорогах любых
категорий во всех климатических зонах страны. Все семейство
создавалось "с чистого листа" на Московском и Минском
автозаводах (ЗИЛ и МАЗ), а двигатели разрабатывали на
Ярославском моторном заводе (ЯМЗ).
Для новых машин был создан экономичный 4-тактный дизель
КамАЗ-740 V8 рабочим объемом 10852 см3 (диаметр цилиндра и
ход поршня - 120x120 мм) с объемно-пленочным
смесеобразованием и тороидальными камерами сгорания. В
базовом варианте он развивал 210 л.с., но в дальнейшем
предполагалось расширить рамки мощности от 180 до 360 л.с.
На автомобилях применялись пневматический усилитель привода
2-дискового сцепления, 5-сгупенчатая коробка передач с
синхронизаторами на четырех высших ступенях и 2-диапазонным
делителем, межосевой блокируемый дифференциал, встроенный в
проходную главную передачу среднего моста.
Выпуск 16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, первых
грузовых автомобилей марки КамАЗ представлял собой заметное
достижение отечественной автомобильной техники. В 1976~78
гг. программа включала только три базовые модели: грузовой
автомобиль КамАЗ-5320 с бортовой платформой полной массой
15,3 т и грузоподъемностью 8 т, 10-тонный строительный
самосвал с задней разгрузкой КамАЗ-5511 полной массой 18,9 т
и седельный тягач КамАЗ-5410 для работы в составе автопоезда
полной массой 26 т. В последующие годы появились бортовой
10-тонный грузовик "53212" полной массой 18,4 т с колесной
базой, увеличенной с 3190 до 3690 мм, шасси "53211" и
"53213" для специального оборудования массой до 11 т,
сельскохозяйственный 7-тонный самосвал "55102" с боковой
разгрузкой и седельный тягач "54112" для 33-тонного
автопоезда. Первые годы 43% объема производства составляли
самосвалы с кузовом Нефтекамского завода (НефАЗ). На
бортовые варианты приходилось 27% производства и 20% ~ на
седельные тягачи с 10-ступенчатой коробкой и кабиной со
спальным местом.
С вводом в 1981 г. второй очереди КамАЗа началось
изготовление 6-тонной серии "4310" (6x6) с постоянным
приводом на все колеса с односкатными шинами. Базовая модель
"4310", предназначенная для армии, имела лебедку, систему
регулирования давления воздуха в шинах и два топливных бака.
Упрощенный 7-тонный вариант "43105" предназначался для
работы в сельском хозяйстве. В начале 80-х гг. все базовые
модели получили двигатели увеличенной с 210 до 220 л.с.
мощности и 10-ступенчатые коробки передач. Были изготовлены
13-тонный самосвал "55111" с новым кузовом с продольными
боковыми ребрами и 9-тонное шасси "55113" для работы со
сменными кузовами.
Только к середине 80-х гг. промышленный комплекс в На
бережных Челнах, переименованных на короткое время в город
Брежнев, заработал ритмично. В октябре 1988 г. с его
конвейера сошел 1-миллионный грузовик. Между тем, оказалось,
что эти автомобили имеют спрос практически только внутри
страны. Надежды на крупные поставки в развитые страны, в
которых разрешались повышенные осевые нагрузки, не
оправдались. С началом перестройки и появлением на
российском рынке импортных грузовиков положение еще более
осложнилось. Окончательно выяснилось, что отечественные
КамАЗы не способны с ними конкурировать, и иностранные
машины стали постепенно теснить их в собственной стране. Это
заставило завод взяться за создание второго поколения,
начало выпуска которого приходится на 1988-90 гг.
На обновленных грузовиках стали применять собственные
двигатели с турбонадцувом, а также импортные силовые
агрегаты и комплектующие. Одновременно были разработаны
более комфортабельные варианты прежних кабин с повышенным на
120 мм расположением крыши и внешними аэродинамическими
элементами. Главным событием этого периода считается
внедрение 2-осного семейства с колесной формулой 4x2,
разработанного под руководством главного конструктора Р. А.
Аза-матова. Оно было унифицировано с 3-осными машинами и
выпускалось с 1989 г. небольшими партиями. Новая гамма
включала бортовые грузовики "5315" и "5325"
грузоподъемностью 8,5 и 11,3 т и полной массой 16~19 т, а
также седельные тягачи "5415" и "5425" для автопоездов
полной массой до 34 т. Наиболее удачными на тот момент
считались модернизированные полноприводные 3-осные грузовики
"43101" и "43106" с дизелем КамАЗ-740.10 мощностью 220 л.с.
Одновременно этот мотор начали использовать на всей гамме, а
вскоре появился новый двигатель КамАЗ-7403 с турбонадцувом
(260 л.с.). На базе моделей "5320", "53212", "54112" и
"55111" началось производство модификаций "53208", "53218",
"54118" и "55118" с газодизельным двигателем мощностью
210-220 л.с., работавшим на смеси дизельного топлива со
сжатым природным газом.
В то время стали появляться первые опытные модели. В 1988 г.
было построено несколько тягачей "5415М" (4x2) с
оригинальной вместительной кабиной, разработанной в
собственном бюро художественного проектирования. В серию они
не пошли, и потому большинство других опытных разработок
представляло собой серийные шасси КамАЗ с силовыми
агрегатами и кабинами иностранных производителей. В 1991 г.
был создан 2-осный седельный тягач КамАЗ-5425МА с
американским дизелем "Камминс" (Cummins) мощностью 325 л.с.
и кабиной финской фирмы "Сису" (Sisu). Самым'мощным стало
420-сильное шасси с такой же кабиной и колесной формулой
6x2. Такие образцы стали основой программы совместного
предприятия "Альткам", ставшего впоследствии
самостоятельным. За рубежом в 1989-90 гг. шасси "5315"
предлагали в варианте 8x4 для установки гидроподъемников.
С переходом к рыночным отношениям КамАЗ был приватизирован и
23 августа 1990 г. стал акционерным обществом. Так начался
самый трудный период в короткой истории КамАЗа, когда он не
раз стоял на грани банкротства. К огромным техническим,
сбытовым и финансовым проблемам добавился гигантский пожар
14-15 апреля 1993 г. в моторном отделении КамАЗа. Ущерб
составил 150 миллионов долларов США. Временно остановилось
производство ряда моделей, а некоторые стали комплектовать
дизелями "Кам-минс", которые вскоре заменили двигателями
Ярославского моторного завода и предприятия "Барнаултрансмаш".
Если в 1991 г. КамАЗ изготовил 102 тыс. шасси, то в год
пожара лишь 57тыс., а в 1995 г. - всего 21 тыс. автомобилей.
Третье поколение КамАЗов, выпускающееся с 1995 г., вновь
базировалось на модернизированных вариантах самых первых
серий 6x4. Среди них были 11-тонный бортовой автомобиль
"53215", седельный тягач "54115" для 36-тонного автопоезда,
самосвал "55111.02" с кузовом емкостью 6,6 м3, длиннобазное
шасси "53229" с полезной нагрузкой 17 т и шасси "5513" для
бетоно-смесителей и сменных кузовов. Они комплектовались
двигателями КамАЗ-740.11 и КамАЗ-740. 20с турбонадцувом
мощностью 240 и 260 л.с., кабиной увеличенного объема с
верхним и боковыми обтекателями. Наиболее совершенный
магистральный тягач "54115.04 Кулан" оснащен новой кабиной с
двумя спальными местами, разработанной совместно с
голландской фирмой ДАФ (DAF), и антиблокировочной системой (АБС).
Среди самосвалов появились новые модели - 13-тонный "55112"
с двухсторонней разгрузкой и 15-тонный "65115" с кузовом
емкостью 8,5 м3 и опрокидыванием назад. Единственным 2-осным
дорожным грузовиком остался 6,5-тонный вариант "4325" с
мотором мощностью 240 л.с. Его полноприводным вариантом стал
4-тонный автомобиль "4326" (4x4).
Одновременно завод взялся за самостоятельную разработку
новых машин, которые представляют собой дальнейшее развитие
прежних образцов. На 3-ос-ном шасси разработаны 13-тонный
лесовоз "53228" и самосвал "65111" (6x6) грузоподъемностью
14 т. В1996 г. было представлено шасси "6520" (6x4)
грузоподъемностью 20-22 т и полной массой 33,5 т для
установки бе-тоносмесителей и специального оборудования, а
также 19-тонный самосвал "6522 Троян" (6x6) с кузовом
емкостью 12 м3. Они оснащены новым дизелем КамАЗ-740.51
(11762 см3, 320 л.с.) с турбонадцувом и промежуточным
охлаждением, 8-ступенчатой коробкой передач и колесными
редукторами. Их развитием стало самое тяжелое в программе
КамАЗа шасси "6340" (8x4) грузоподъемностью 16 т для
самосвалов, бето-носмесителей и автокранов. С1996 г. на его
базе выпускается самосвал "6540" грузоподъемностью 18,5 т.
Одновременно на КамАЗе ведется сборка легковых
микролитражных автомобилей "Ока", на базе которых с 2000 г.
выпускаются пикап "Гном" и фургон грузоподъемностью 300 кг.
Полноприводные машины второго поколения "43101" дали жизнь
унифицированному семейству грузовиков "Мустанг" двойного
назначения. Их всесторонним испытаниям способствовало
участие команды КамАЗа с конца 80-х гг. в международных
ралли и пробегах. Новое семейство включает 4-тонные
грузовики "4350" (4x4), 3-осные модели "43114", "43115" и
"43118" (6x6) грузоподъемностью 6,0; 7,5 и 11,5 т
соответственно, а также 8,5-тонный вариант "5350" с дизелями
мощностью 220, 240 и 260 л.с., 10-ступенчатыми коробками
передач, блокируемыми дифференциалами, системой подкачки
шин, механической лебедкой, топливными баками на 250-560 л.
В приводе передних колес использованы более надежные
дисковые шарниры.
С 1998 г. выпускается завершивший серию "Мустанг" 16-тонный
вариант "6350" (8x8) полной массой 26,8 т с мотором
КамАЗ-740.50 (360 л.с.) и механизмом отбора мощности,
который передает 100% мощности на стоянке и 40% - в
движении.
Наиболее оригинальные машины созданы на КамАЗе для участия в
межконтинентальных марафонах Париж-Дакар, Париж-Москва-Пекин
и "Мастер-ралли". Из них в 90-е гг. самый громкий успех
сопутствовал автомобилям "49251" и "49252" (4x4),
превзошедшим все зарубежные аналоги и неоднократно
побеждавшим в престижных соревнованиях вплоть до 2001 г. На
них установлены отечественные дизели V8 мощностью от 280 до
830 л.с. и импортные 16-сгупенчатые коробки передач с
дистанционным управлением. Такие автомобили полной массой 14
т способны развивать по бездорожью или пескам максимальную
скорость 180 км/ч.
В содружестве с КамАЗом работает несколько тюнинговых фирм
из Набережных Челнов. Предприятия "Автодизайн" и "Элаэр"
предлагают удобные кабины увеличенного внутреннего объема с
наружными аэродинамическими элементами. ОАО "Разработка и
Изготовление Автомобильной Техники" (РИАТ), наряду с
созданием более привлекательных кабин, наладило изготовление
малыми партиями специализированных грузовиков. Среди них
полноприводные лесовоз "6423" грузоподъемностью 13,2 т и
шасси "6426" (6x6) для установки полноповоротного
экскаватора, самосвал "55111" с кузовом повышенной
вместимости, топливозаправ-щики и цистерны на шасси "53229",
3-осный седельный тягач "54112М" с жилым модулем за кабиной.
В1998 г. РИАТ начал изготовление кабин "Стайер" с
увеличенной на 650 мм высотой крыши и двумя спальными
местами. Самой интересной разработкой стал 2-осный фургон
КамАЗ-РИАТ 5355 (4x2) грузоподъемностью 7 т с кузовом
вместимостью до 22 м3 для быстрой доставки мелких грузов. Он
оснащен мотором КамАЗ-740 (210 л.с.) или 6-цилиндровым
дизелем "Камминс" (185 л.с.), 5-сгупенчатой коробкой передач
Цф (ZF), новой кабиной, развивает скорость 120 км/ч.
Перечень надстроек разных производителей на многочисленных
шасси КамАЗ достигает 100 моделей.
Во второй половине 90-х гг., когда спрос на КамАЗы резко
уменьшился, на заводе активно взялись за создание опытных
образцов и небольших партий перспективных машин с
преимущественно импортными агрегатами. При этом особое
внимание уделяется магистральным седельным тягачам,
соответствующим международному уровню. В 1995 г. КамАЗ
представил тягач "54112М" (6x4) для международных перевозок
с рядным 6-цилиндровым дизелем "Камминс" (269 л.с.) и
9-сгупенчатой коробкой передач "Итон" (Eaton). Допустимая
нагрузка на седло 12 т позволяет ему работать в составе
автопоезда полной массой 34т. Скоростной магистральный
фургон "5360" (4x2) грузоподъемностью 10 т укомплектован
двигателем "Камминс" (380 л.с.), 2-дисковым сцеплением
"Лайп" (Lipe), 1б-сгупенчатой коробкой ЦФ, задней
пневматической подвеской и кабиной от автомобиля ДАФ-95.
Аналогичный ему магистральный седельный тягач "5460
Континент" рассчитан на эксплуатацию в составе автопоездов
полной массой 40 т и развивает скорость 110 км/ч. Вариант
"5460.06" получил мотор "Камминс" (370 л.с.), 9-сгупен-чатую
коробку передач "Рено" (Renault), АБС и новую кабину
собственного производства с двумя спальными местами,
созданную при поддержке фирмы ДАФ и оснащенную
холодильником, кухонным блоком, аудиосистемой. Для варианта
"54601" предлагаются на выбор двигатели КамАЗ или "Камминс"
мощностью 320~ 360 л.с. и механическая 8-сгу-пенчатая
коробка передач. С ними унифицирован 3-осный вариант
"6460.06 Континент" (6x4) с 16-ступенчатой коробкой и самой
комфортабельной кабиной. Он способен работать в составе
автопоезда полной массой 46 т и развивать скорость 100 км/ч.
В 2000 г. были представлены более экономичные автомобили 6x4
- 14-тонный бортовой грузовик "65117" (260 л.с.) и седельный
тягач "65116", предназначенные для замены моделей "53212" и
"54112" соответственно, а также 14,5-тонный самосвал "45231"
с 3-сторонней разгрузкой.
Запланированных первоначально масштабов производства КамАЗ
так и не достиг, хотя заложенный в него производственный
потенциал удалось сохранить. Объем производства ОАО "КамАЗ"
в 1997 г. составил всего 12765 автомобилей. В 1998 г. он
снизился до рекордно малого значения в 3300 машин, вновь
поставив завод на грань банкротства. Тем не менее, преодолев
трудности, в 2000 г. КамАЗ изготовил 23,5 тыс. автомобилей,
создав хорошую перспективу на будущее.