
Волжский
автомобильный завод (ВАЗ), введенный в строй в апреле 1970
г., известен как крупнейший в России производитель легковых
машин. С 1971 г. он является основой Волжского объединения
по производству легковых автомобилей ПО "АвтоВАЗ", с 5
января 1993 г. - ОАО "АвтоВАЗ". Формально завод никогда не
занимался изготовлением грузовиков, но постоянно предлагал
различные машины для пере возки мелких партий грузов Первым
в 1974 г. стал опытный развозной электромобильфургон
ВАЗ-2801 на базе серийно; грузопассажирской модели ВАЗ-2102.
В 1980 г. он превратился в компактный фургон ВАЗ-2802 с
кузовом вместимостью 4,5 м3, не имевший практически ничего
общего с легковой гаммой. Через пять лет был изготовлен еще
один опытный развозной электромобиль ВАЗ 2702. Машины и мел
и за пас ход; 78~85 км и развивали максимальную скорость 70
км/ч.
С началом экономических реформ ряд российских фирм приступил
к мелкосерийному производству легких машин для перевозки
грузов на базе серийных автомобилей ВАЗ. Первый стало
дочернее предприятие ВАЗа - фирма "Восточное кольцо" (ФВК).
В 1994 г. она взялась за выпуск 0,5-тонных пикапов ВАЗ-2302
"Бизон" (ФВК-2302) на шасси ВАЗ-2121 "Нива" (4x4) с
увеличенной до 2800 мм колесной базой. Автомобиль дополнили
лонжеронной рамой и грузовой платформой с металлическими
бортами. Но из-за финансовых проблем компании ФВК,
переименованная в "Лада-Бизон", просуществовала всего 2,5
года.
Производством пикапов ВАЗ-21043-33 грузоподъемностью 450 кг
на шасси ВАЗ-2104 сталс заниматься другое дочернее
предприятие ЗАО "ВАЗинтер-сервис" (ВИС). В 1996 г. на нем
началось изготовление ВАЗ-2345 (ВИС-2345) грузоподъемностью
650 кг. Модель была "полурамной": к передней части,
представляющей собой половину серийного легкового автомобиля
ВАЗ-2105 (двигатель 75 л.с.), сзади приварена лонжеронная
рама, на которой установлен бортовой алюминиевый кузов
длиной 1830 мм. Подвеска задних колес - рессорная при
колесной базе 2800 мм. С помощью легкой съемной крыши пикап
преобразуется в фургон вместимостью 3,3 м3. Вариант
ВАЗ-23451 имеет 5-местную кабину и грузовую платформу длиной
1255 мм. Фургон с цельнометаллическим кузовом носит
обозначение ВАЗ-23452. С 1998 г. на шасси ВАЗ-2121 "Нива" с
двигателем в 79 л .с. предлагают пикап ВИС-23461 с 5-местной
кабиной и бортовой платформой длиной 1290 мм.
В 1986 г. на Волжском заводе был образован
научно-технический центр, ставший в 1994 г. главным
департаментом развития. Там были разработаны и построены
первые опытные развозные фургоны с увеличенной высотой крыши
ВАЗ-2108Ф и ВАЗ-2109Ф грузоподъемностью до 450 кг.
Впоследствии первый варианте 2-местной кабиной и полезной
нагрузкой 450-500 кг назвали ВАЗ-1706 "Челнок". Он выполнен
на базе переднеприводного легкового автомобиля ВАЗ-2108
"Самара" (1,5 л, 70 л.с.) и имеет вместимость грузового
отсека 2,2 м3. В 1997 г. на шасси автомобиля ВАЗ-21213
"Нива" (4x4) с двигателем в 82 л.с., колесной базой 2700 мм
и усиленными гидроамортизаторами подвески разработали два
пикапа с цельнометаллическими кузовами - ВАЗ-2328 с
2-местной и ВАЗ-2329 с 4-местной кабиной. Длина их грузовой
платформы соответственно 1650 и 1500 мм, грузоподъемность -
450 и 300 кг. При полной массе 1200 кг автомобили развивают
максимальную скорость 132 км/ч. Обе машины предлагают также
с дизелем ВАЗ-3431 с турбонаддувом (1,8 л, 75 л.с). В 1999
г. на опытно-промышленном производстве ВАЗа началось
изготовление нового легкового автомобиля ВАЗ-2123 "Нива" и
одновременно на его базе были собраны пикап ВАЗ-2323 и
фургон ВАЗ-2723 полной массой 1730 кг с дизелем в 75 л.с. и
усиленными пружинами задней подвески. В то же время на базе
универсала повышенной вместимости ВАЗ-2120 "Надежда"
изготовлен фургон ВАЗ-2120У грузоподъемностью 520 кг.