Вагоно
и машиностроительный завод "Мадьяр Ваггонэш Гепдьяр" (Magyar
Waggones Gepgyar) был основан 28 декабря 1896 г. в городе
Дьёр, что на реке Рааб (по-венгерски - Раба). Сначала
название реки стало его торговой маркой, а впоследствии все
предприятие было переименовано в "Раба". С1902 г. завод
начал изготовлять силовые установки, а в 1904 г. выпустил
уникальный по тем временам 40-сильный автомобиль-тягач со
всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1906 г. началась
сборка 1,2-тонных почтовых фургонов известного венгерского
конструктора Яноша Чонки (Janos Csonka). He имея
достаточного опыта создания собственной автомобильной
техники, с первых же лет завод "Раба" взял курс на
использование иностранных лицензий. Первая из них в 1907 г.
была закуплена у немецкой компании "Даймлер" (Daimler) и
касалась выпуска 1,5-тонных грузовиков. Вслед за нею в 1912
г. у фирмы "Прага" (Praga) приобрели лицензию на 5-тонные
грузовики "Прага V", переименованные в "Раба V".
В 20-е гг. завод "Раба" стал крупнейшим машиностроительным
комплексом независимой Венгрии. В 1924-25 гг. там собирали
по лицензии немецкой фирмы "Крупп" (Krupp) 2- и 3-осные
автомобили "Раба-Крупп" серий "L3" и "L5" грузоподъемностью
3-5 т с верхнеклапанными двигателями с алюминиевыми поршнями
и тормозами на всех колесах с гидроприводом. С1928 г. по
лицензии австрийской компании ОАФ (OAF), известной как "Аустро-ФИАТ"
(Austro-FIAT), началось изготовление серии "Раба AF". Ее
основой была простая и популярная гамма "Аустро-ФИАТ AFN" с
4-цилиндровым двигателем (2,85 л, 42 л.с.). В Венгрии она
предлагалась в вариантах "AFa", "AFe", "AFh" и "AFk"
грузоподъемностью 1,0-1,75 т. В 1934 г. собственными силами
был создан 1,5-тонный вариант "AFi" с 3,5-литровым мотором
мощностью 55 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и
гидропневматическим приводом тормозов. Через два года
появился 2,5-тонный автомобиль "AFI2" или "Раба Супер" (Super),
ставший в то время самым массовым грузовиком вен герского
производства. В1937 г. начался выпуск 3,5-тонного автомобиля
"Раба Специаль" (Specia с 3,8-литровым 65-сильным
двигателем, аналогичного австрийскому грузовику "AFH". В
1936 г. завод "Раба" приобрел у фирмы MAH (MAN) лицензию на
дизельные двигатели. С 1938 г. такие моторы мощностью 65 и
80 л.с. устанавливали на грузовики "Супер D" и "Специаль D".
По этой же лицензии в 1940 г. была изготовлена партия
5-тонных 100-сильных грузовиков "Раба-МАН D5". Следует
упомянуть, что еще в 1930 г. по лицензии немецкой фирмы
"Ганза-Ллойд" (Hansa-Lloyd) завод выпускал почтовые
электромобили с закрытым кузовом вместимостью 4 м3.
Среди собиравшейся на заводе с 1936 г. армейской техники
следует отметить 1,5-тонный грузопассажирский автомобиль "Ботонд"
(Botond) 6x4 с двигателями мощностью 65-70 л.с., червячной
главной передачей и задней независимой пружинной подвеской.
В годы войны в Дьёре выпускали грузовики "Супер" и "Специаль",
машины "Ботонд", тягачи "Марош" (Maros) 4x4, а также средние
танки. Эту деятельность в 1944 г. прекратили бомбардировки
союзников. В восстановленных после войны цехах до 1951 г.
продолжалась сборка грузовиков "Супер", после чего все
автомобильное производство было прекращено. К этому времени
в общей сложности выпустили 6132 грузовика марки "Раба".
Только в 1963 г. по инициативе СССР завод приступил к
разработке и производству ведущих мостов с планетарными
колесными редукторами для автобусов и троллейбусов. 28 июня
1968 г. вступил в строй моторный корпус завода "Раба",
выпускавший дизельные двигатели по лицензии фирмы МАИ, а в
декабре были собраны первые грузовики "Раба-МАН". После их
испытаний в 1969 г. у фирмы МАИ была закуплена лицензия на
гамму грузовых автомобилей и двигателей. С1970 г. началось
серийное производство беска-потных грузовиков "Раба" полной
массой 16-26 т (в составе автопоезда - до 38 т), получивших
лицензионные 6-цилиндровые двигатели рабочим объемом 10,3 и
10,7 л мощностью 192-256 л.с., а позднее - мотор V8 (15450
см3, 304 л.с.) с турбо-наддувом. Бортовые модели "831"
(4x2), "832" (6x2) и "842" (6x4) с силовыми агрегатами в
215-304 л.с. могли буксировать прицепы грузоподъемностью 10
т и развивать скорость 86-95 км/ч. На их базе предлагались
седельные тягачи "833" (6x2), "843" и "853" (6x4), а также
вариант "U16.256FS" (4x2) с горизонтальным 256-сильным
дизелем. Все они имели 1-дисковое сцепление с гидроприводом
выключения, 6-ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с
демультипликатором, 2-контурную пневматическую систему
привода тормозов, короткие кабины с одним-двумя спальными
местами. Самосвалы "U26.230DFK" (6x4) и "DFKA" (6x6)
грузоподъемностью 14,5-17,6 т имели дизели мощностью 230 и
256 л.с., расположенные наклонно под углом 40°, и
12-ступенчатую коробку передач. В то время ежегодно завод
"Раба" выпускал 2 тыс. автомобилей, 25 тыс. двигателей и 200
тыс. мостов.
После окончания срока действия лицензии в 1980 г. завод
продолжил самостоятельное производство прежних шасси и
двигателей, использовав кабины от голландских автомобилей
ДАФ-2800 (DAF). В это время в программу "Раба" входили три
семейства грузоподъемностью от 8 до 17 т: бортовая серия "F",
14-тонные самосвалы "К" и седельные тягачи "S" с прежними
дизелями и коробками передач, к которым вскоре добавились
многоступенчатые агрегаты "Фуллер" (Fuller) и "Итон" (Eaton).
От кабины ДАФ вскоре пришлось отказаться в пользу
модернизированной кабины фирмы МАИ. К концу 80-х гг. завод
фактически превратился в предприятие по сборке небольших
партий грузовых машин, у которых единственным собственным
изделием остались управляемые и ведущие мосты "Раба".
В 1992 г. завод стал акционерным обществом с государственным
контрольным пакетом акций. К этому времени его программа
возросла до пяти серий полной массой 16,5-41,0 т: шасси и
бортовые варианты "F" и "L", самосвалы "К", седельные тягачи
"S" и полноприводные автомобили "Т". По очередным лицензиям
начался выпуск новых дизелей - 300-сильного MAH D2156 с
турбонаддувом и промежуточным охлаждением и ДАФ (11630 см3,
354 л.с.). Первый из них стал основой серии венгерских
моторов "D10" мощностью 208-320 л.с. Кроме мостов, "Раба"
предлагает собственную 12-ступенчатую коробку передач, а
также изготовляет городские автобусы и полноприводные
тракторы.