Главная | Карта сайта
Грузовики
производители грузовых автомобилей
Грузовики России и СНГ
Грузовики Америки

Грузовики REO

С 1899 г. автоконструктор Рэн-ом Или Олдс (Ransom Eli Olds, 1864-1950) на фирме "Олдсмобил" (Oldsmobile) в Лэнсинге, штат Мичиган, наладил крупномасштабное по тем временам изготовление простых и дешевых легковых машин, став одним из основоположников массового автомобильного производства. Разойдясь во мнениях с компаньонами, в 1904 г. Р. И. Олдс покинул фирму и учредил по соседству новую, получившую по его инициалам название РИО. В области легковых машин она не добилась столь же громкой славы, но в области грузовиков компания РИО долгое время была одной из самых крупных и авторитетных.

Первыми машинами РИО для перевозки грузов в 1906 г. стали типично американские автомобили-багги "Флейрборд Экспресс" (Flareboard Express) с горизонтальными 1- и 2-цилиндровыми моторами мощностью 9-16 л.с., многодисковым сцеплением, планетарной коробкой передач и цепным приводом задних колес. Они могли перевозить 5-10 человек или 250-750 кг груза. В октябре 1910 г. было открыто отделение грузовых автомобилей "РИО Мотор Трак" (REO Motor Truck Co.), приступившее к выпуску 12-сильных грузовиков "J" и "Н", имевших неплохой успех: в 1911-13 гг. их продали 2300 штук. В 1913 г. 2-тонная модель "J" получила 4-цилиндровый двигатель в 25 л.с. и "нормальную" 3-ступенчатую коробку передач.

В 1915 г. был создан 45-сильный грузовик "Спид Вэгон" (Speed Wagon) на 750 кг, способный развивать скорость 64 км/ч. На его шасси сразу же начали устанавливать всевозможные грузовые, пассажирские и специальные кузова. Этот простой автомобиль стал родоначальником обширнейшей грузовой программы РИО. Выпускавшиеся следующие 25 лет грузовики РИО относились к "скоростной" капотной серии "Спид Вэгон", которую почти полностью собирали из собственных узлов. В 20-е гг. она включала легкие почтовые фургоны "Парсел Деливери" (Parcel Delivery), автобусные шасси "Пауэр Вэгон" (Power Wagon), пикапы "Юниор" (Junior) на 500 кг груза. С 1928 г. выпускались более тяжелые "Тоннер" (Tonner), "Стандард" (Standard), "Мастер" и "Хэви Дьюти" (Heavy Duty) грузоподъемностью 1~3 т с 6-цилиндровым двигателем "Голд Краун" (Gold Crown) с блоком из хромоникелевой стали, гидроприводом тормозов всех колес, главной передачей со спиральным зацеплением и 14 вариантами колесной базы (2900-4500 мм). В 30-е гг. гамма "Спид Вэгон" состояла из десятков моделей - от легких фургонов "Спид Деливери" (45 л.с.) и пикапа "6АР" до 2- и 3-осных капотных и бескапотных вариантов грузоподъемностью 1-6 т (модели от "1А4" до "4К5") с 6-цилиндровым мотором "Сильвер Краун" (Silver Crown) с посеребренной головкой блока мощностью 70~87 л. с. или 107-сильным двигателем "Буда" (Buda). Тяжелые модели "4Н5" предлагались с рядным 8-цилиндровым мотором и 2-ступенчатой главной передачей. С 1936 г. на них появились широкие хромированные решетки радиатора, придавшие грузовикам РИО легко узнаваемый облик. В 1934-38 гг. ряд грузовиков РИО (модели от "1М" до "31М") собирали на фирме "Мак" (Mack). В 1937 г. совет директоров РИО принял решение о прекращении выпуска легковых автомобилей, что послужило поводом для того, чтобы Р. И. Олдс покинул свою вторую фирму.

В 1938 г. компания объявила о начале производства новой гаммы грузовиков (модели "19", "20", "21", "22", "23") полной массой 5,4-9,5 т с округлым капотом с двумя овальными вырезами на боковинах и сдвинутым назад передним мостом. На них применялись новые бензиновые моторы "Сильвер Краун" (4020 и 4720 см3, 89~90 л.с.) и синхронизированные 5-сгупен-чатые коробки передач "Кларк" (Clark). Все машины предлагались в усиленных исполнениях "219/223" полной массой 7~12 т, а также с 4- и 6-цилиндровыми дизелями "Буда" мощностью 66-90 л.с. (модели от "D4-19" до "D221"). Тогда же фирма пыталась организовать выпуск автобусов "Флайинг Клауд" (Flying Cloud) вагонного типа с мотором, расположенным сзади под полом салона. В годы второй мировой войны РИО выпускал 7,5-тонное шасси "29XS" (6x6) для эвакуационных и пожарных машин со 180-сильным мотором "Геркулес" (Hercules), а также собирал 2,5-тонные армейские грузовики "Студебекер US6" (Studebaker).

Все последующие годы фирма постоянно находилась в кризисном состоянии и занималась лишь модернизацией своей довоенной серии. В 1946 г. она предлагала 2-осные грузовики "19BHS" и "20BHS" (89-94 л.с.) и 10-тонный вариант "25VXS" (6x4) со 129-сильным двигателем "Континентал" (Continental). В1948 г. их сменили модели "С19" и "С25", а тяжелые машины "30" и "31" получили 200-сильный двигатель "Голд Комит" (Gold Comet) и упрощенную облицовку. В 1950 г. вся довоенная гамма появилась под индексом "Е" (модели от "Е19" до "Е23") с характерной заходящей на боковины капота решеткой радиатора и вертикальным расположением марки "REO". Все эти устаревшие бензиновые автомобили уже не находили сбыта, но фирму спасали заказы на армейские грузовики "М-34" и "М-35" (6x6). Благодаря этому она продолжала ежегодно модернизировать свою гражданскую программу: новый двигатель "Голд Комит" V8 (1953 г.), кабины со спальным местом (1954 г.), первый бескапотный грузовик и моторы, работающие на сжиженном нефтяном газе (1955 г.), серия "Е" с дизелями "Камминс" (Cummins) мощностью 180-262 л.с. (1956 г.).

С появлением финансовых проблем на РИО начались реорганизация и переговоры о ее продаже. В итоге в 1953 г. она вошла в состав алюминиевой компании "Бон Элюминэм энд Брасс" (Bohn Aluminum and Brass), которая решила приобрести также и фирму "Даймонд Т" (DiamondТ). Чтобы недопустим этого, автомобильная корпорация "Уайт" (White) в 1957 г. выкупила у компании "Бон" фирму РИО, а через год и "Даймонд Т", создав их объединенное производство в Лэнсинге. Последними новинками РИО были серии "D600" и "D700". Комбинируя своими ранее созданными машинами и агрегатами фирм "Уайт" и "Даймонд Т", в 60-е гг. компания РИО смогла предложить 43 модели с 14 типами двигателей. Однако объемы их производства постоянно снижались. Обе фирмы стали для "Уайта" обременительны и в мае 1967 г. их выделили в самостоятельную группу "Даймонд РИО".
Грузовики Японии и Азии
Грузовики Европы