
Известная
во времена ГДР автомобильная марка "ИФА" присваивалась
совершенно разным автомобилям, выпускавшимся несколькими
предприятиями страны. Она появилась в 1947 г. и являлась
аббревиатурой государственного Промышленного объединения
автомобилестроения "Индустриефербандс фарцойгбау" (Industrieverbandes
Fahrzeugbau), игравшего роль холдинга или министерства
автомобильной промышленности. С годами в его состав вошли
практически все заводы ГДР, автомобили которых получали в
качестве эмблемы квадрат с надписью IFA. По праву эта
аббревиатура являлась эмблемой грузовых автомобилей лишь для
созданной в ГДР принципиально новой машины среднего класса
ИФА W50.
Производство этого 5-тонного грузовика началось в 1965 г. на
заводе "Индустрие Верке Людвигсфельде" (Industrie Werke
Ludwigsfelde), сокращенно ИВЛ (IWL), построенном в 1937 г. в
Людвигсфельде, предместье Берлина, компанией "Даймлер-Бенц"
(Daimler-Benz) и выпускавшем там авиамоторы. Во время второй
мировой войны его разрушили, затем отстроили и с 1952 г.
начали производство лодочных моторов, затем легких армейских
машин "РЗ", а с 1954 г. - мотороллеров. Тем временем, на
заводе "Эрнст Грубе" (Ernst Grube) в Вердау для замены
устаревшего 4-тонного грузовика "S4000-1" был спроектирован
новый 4,5-тонный автомобиль "Вердау W45" (Werdau). Большой
спрос на такие машины в ГДР и других социалистических
странах заставил начать поиск более мощного предприятия для
их производства, которым стал завод ИВЛ. С началом
производства новых автомобилей завод переименовали в
"Народное предприятие ИФА" (VEB IFA-Automobilwerke).
Прототип новой машины был готов в июле 1962 г., а 1 июня
1965 г. с конвейера сошел первый серийный грузовик ИФА W50L
грузоподъемностью 5,2 т с 2-местной кабиной над двигателем.
Его конструкция была весьма своеобразной для своего класса.
Достаточно упомянуть расположенную отдельно от двигателя
5-ступенчатую коробку с синхронизаторами на четырех высших
передачах, гидропневматический привод тормозов, коническую
главную передачу и цилиндрические колесные редукторы. Часть
машин по желанию заказчика имела блокируемый дифференциал
заднего моста и вал отбора мощности. Первоначально на
автомобиль устанавливали 4-цилиндровый вихрекамерный дизель
от грузовика "S4000-1, "мощность которого увеличили с 90 до
110 л.с., а 1967 г. - его модернизирован-вариант с системой
непосредственного впрыска топлива по лицензии МАИ (MAN),
увеличенным до 6560 см3 рабочим объемом и мощностью 125 л.с.
Автомобиль предлагали с колесной базой 3200 и 3700 мм, он
мог буксировать прицеп полной массой 9 т и развивал скорость
85 км/ч. "W50" стал одним из наиболее известных грузовых
автомобилей ГДР и пользовался спросом в 30 странах мира: за
первые 20 лет производства его изготовили в количестве 430
тыс. экземпляров.
Автомобили "W50" почти не модернизировали. Лишь в 1969 г. на
них появился новый стояночный тормоз, а в 1973 г. - новый
рулевой механизм. Еще в 1966 г. на их базе создали самосвалы
"W50L/K" с задней и 3-сторонней разгрузкой, универсальные
"W50L/NKP" и изотермические фургоны "W50L/IKB", седельные
тягачи "W50L/S" для полуприцепов полной массой до 14 т. За
ними последовали полноприводная модификация "W50LA" (4x4) с
цельнометаллической бортовой платформой и широкопрофильными
шинами, вариант "W50L/BTP" с двойной кабиной, фургоны
различного назначения, пожарные и коммунальные машины,
цистерны, автокраны. На шасси "W50L" выпускали специальную
подметальную машину "КМ-2301" с особой кабиной. В 1978 г.
завод вновь был переименован и на этот раз стал "Народным
комбинатом грузовых автомобилей ИФА" (VEB IFA-Kombinat
Nutzkraftwagen).
С 1987 г. комбинат приступил к выпуску 6-тонной серии "ИФА
L60/1218" полной массой 12 т. Все автомобили получили новый
рядный 6-цилиндровый дизель с непосредственным впрыском
(9160 см3, 180 л.с.), 4-ступенчатую полностью
синхронизированную коробку передач с 2-ступенчатым
демультипликатором, планетарные колесные редукторы,
пневматический усилитель привода выключения сцепления,
телескопические амортизаторы в передней и задней подвеске,
блокировку дифференциала с электропневматическим приводом,
3-местную цельнометаллическую откидываемую кабину.
Наибольший спрос имел полнопривод-ный вариант "L60/1218PB"
(4x4) с колесной базой 3240 мм с блокировкой межосевого
дифференциала и валом отбора мощности. Он мог буксировать
прицепы полной массой до 15 т и развивал скорость 82 км/ч.
Вариант "L60/1218P" (4x2) с колесной базой 3816 мм имел
грузоподъемность 6,7 т. В целом серия "L60" состояла из 20
модификаций. Одновременно с нею продолжался выпуск гаммы
"W50".
Объединение двух Германий позволило концерну "Даймлер Бенц"
востребовать свою собственность, и в конце 1990 г. завод
вернули прежнему владельцу. Поскольку его продукция не
соответствовала требованиям западного рынка, то сначала
предполагалось выпускать шасси "L60/1318" с "мерседесовской"
кабиной "LN2". Но вскоре автомобили ИФА заменили на
грузовики "Мерседес-Бенц" серии '72", которые в свою очередь
уступили место гамме "Варио" (Vario). При этом число занятых
сократилось с 20000 до 1200 человек. Всего же на заводе в
Людвигсфельде во времена ГДР изготовили 593595 автомобилей в
75 вариантах и 265 модификациях, поставлявшихся в 45 стран
мира.