
Люблинский
завод грузовых автомобилей "Фабрыка Самоходув Ченжаровых" (Fabryka
Samochodo'w Ciezarowych), сокращенно ФСЧ (FSC), начинал свою
деятельность в 1951 г. с выпуска 2,5-тонного автомобиля
"Люблин-51" (Lublin), идентичного советскому ГАЗ-51. Уже
через несколько лет стало ясно, что выбор был сделан
неправильно, и с 1956 г. на заводе началась разработка
собственного легкого развозного автомобиля "Жук". На
Познаньской ярмарке 1958 г. впервые был представлен
цельнометаллический пикап "Жук АОЗ" с колесной базой 2700 мм
и грузоподъемностью 900 кг, оборудованный 50-сильным
бензиновых двигателем "М20" и 3-ступенчатой коробкой
передач, применявшимися на легковом автомобиле "Варшава" (Warszawa)
и аналогичными агрегатам советской "Победы". Серийное
производство пикапов "Жук" началось в 1959 г.
Впоследствии к ним добавились новые исполнения: фургоны
"А05" и "А06", грузопассажирский вариант "А07", бортовые
грузовики "А09" и "АН" на 950 кг и пикап "А13". Одновременно
в 1958-60 гг. были разработаны 1,5-тонный грузовик "А08" с
мотором "521" и гамма фургонов "А40", которые так и не пошли
в серийное производство. Тем временем, семейство легких
"жуков", пользовавшихся огромным спросом в Польше, СССР и
других социалистических странах, быстро расширялось. В 1973
г. вся первая серия получила новую переднюю облицовку и
более удобную кабину, что нашло свое отражение в добавлении
буквы "М" в их индексы. Через 2 года появилась гамма "В",
оснащенная 70-сильным верхнеклапанным мотором "S21". Она
включала фургон "АОбВ", грузопассажирский вариант "А07В",
бортовой автомобиль "А11В" и цельнометаллический пикап
"А13В" вместимостью 2~7 человек и грузоподъемностью 425-1100
кг. Позднее к ним прибавились модель "А16В" с двойной
кабиной, пожарный автомобиль "А15С" и микроавтобус "А18".
Пик производства "жуков" пришелся на 1975 г., когда
изготовили 31 тыс. машин. С середины 80-х гг. они оснащались
также польскими 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью
75 л.с. и 2,4-литровым дизелем "4С90" в 70 л.с. В остальном
конструкция автомобилей "Жук" долгое время вообще не
менялась. С начала 80-х гг. на заводе ФСЧ приступили к
разработке новых развозных машин "Люблин". Только с
освоением их серийного производства в 1993 г. изготовление
устаревших машин "Жук" было прекращено.