
Один
из крупнейших и старейших в Японии машиностроительных
концернов "Мицубиси" к настоящему времени является третьим
по величине изготовителем легковых автомобилей в стране и
ведущим производителем грузовиков. Его корни уходят к
небольшой судоходной компании "Цукумо Сокаи" (Tsukumo Shokai),
основанной в 1870 г. Ятаро Ивасаки (Yataro Iwasaki). В марте
1873 г. она получила ныне всемирно известное название "Мицубиси"
и эмблему в виде трех алмазов. К началу XX века фирма
превратилась в крупный промышленный картель, выпускавший
суда и различное оборудование. В 1917 г. судостроительное
отделение "Мицубиси Шипбилдинг Компани" (Mitsubishi
Shipbuilding Со.) из Кобе приобрело в Италии лицензию на
выпуск легкового автомобиля "ФИАТ Дзеро" (FIAT Zero). В
Японии он получил марку "Мицубиси А". Эта модель стала
первой в стране легковой машиной серийного производства. На
следующий год были созданы грузовики "7-1" (30 л.с.) на 2~3
т, выпускавшиеся затем небольшими партиями почти 10 лет.
В1924 г. на их шасси построили первые японские самосвалы и
поливочные машины.
В 1920 г. из судостроительного отделения выделилась группа
по производству двигателей внутреннего сгорания, а в 1928 г.
- авиационный филиал. Оба они в 1934 г. образовали в Токио
компанию тяжелого машиностроения "Мицубиси Хэви Индастриз" (Mitsubishi
Heavy Industries) с собственным автомобильным отделением.
Большинство разработок "Мицубиси" тех лет напрямую не было
связано с грузовиками, хотя все они впоследствии легли в
основу их конструкции. Это первый в Японии 4-цилиндровый
дизель с непосредственным впрыском топлива (1931 г.), первые
японские бензиновый и дизельный автобусы (модели "В-46" и
"BD-43/46" 1932 и 1935 гг.), получившие торговую марку "Фусо"
(Fuso), и первый японский легковой полноприводный автомобиль
"РХ-33" 4x4 (1934 г.). С1932 г. выпускался грузопассажирский
автобус "ВТ-38". Первые опытные 3-осные бензиновые грузовики
"TS-20" и "TSS-28"(6x4) с полезной нагрузкой 2,0-2,5 т
появились через два года и были гражданскими вариантами
стандартной армейской модели "Тип 94". В 1936 г. на "Мицубиси"
построили первый дизельный грузовик "TD-45" (70 л.с.), а в
1937 г. - первый грузовой автомобиль с колесной формулой
4x4. В годы второй мировой войны на заводах "Мицубиси"
выпускали легкие и средние танки.
Послевоенное возрождение концерна "Мицубиси" началось в
ноябре 1945 г. с выпуска 4-тонного грузовика "КТ-1". Со
следующего года на капотном автобусном шасси "В-1"
выпускались пожарные машины с 6-цилин-ровым бензиновым или
дизельным двигателями (110"120 л.с.). В этот период
автомобильное отделение компании "Мицубиси" продолжало
поиски своего пути развития и выпускало самые разнообразные
транспортные средства: мотороллеры "С-10" и электробусы
"МВ-46" (1947 г.), 3-колесные грузовые мотоциклы "Мидзусима"
(Mizushima) и многоместные автобусы "R-11" вагонной
компоновки (1950 г.), американские "джипы" (1953 г.). В 1952
г. на базе торговой компании "Фусо Мотор Сэйлз" (Fuso Motor
Sales) было образовано второе автомобильное отделение "Мицубиси-Фусо"
в Нагое, специализировавшееся в основном на автобусах.
Тем временем на неоднократно преобразованном отделении "Мицубиси
Хэви Индастриз" в Токио разворачивалось производство
грузовых автомобилей, предлагавшихся под торговой маркой "Фусо".
В 1951 г. появилась серия "Т", выпускавшаяся в течение 30 с
лишним лет. Первым стал капотный 8-тонный грузовик "Т-31",
за которым через три года последовал 7,5-тонный вариант
"Т-32". Полностью изготовленным на предприятиях "Мицубиси"
стал в 1955 г. новый 8-тонный автомобиль "Т-33" с вакуумным
усилителем тормозов. Параллельно фирма выпускала очень
популярные в Японии легкие пикапы "Миника" (Minica) и
3-колесные машины "Лео LT-10/11" (Leo) грузоподъемностью
350-500 кг с 2-цилиндровыми моторами мотоциклетного типа
(359-493 см3, 18-21 л.с).
Переход "Мицубиси" к серийному производству грузовиков
произошел в 1959 г. с изготовлением обновленной серии "Т" в
капотном и бескапотном исполнениях. Первым японским тяжелым
грузовиком с откидывающейся кабиной над двигателем стала
8-тонная модель "Т380" (6x2) с дизелем мощностью 200 л.с.
В1959 г. появилась капотная серия "Юпитер" (Jupiter)
грузоподъемностью 2,5-3,5 т с дизельными или бензиновыми
моторами (70" 76 л.с.). Она стала базой для популярных
25-местных автобусов "Роза" (Rosa). С1960 г. началось
производство 8-тонной капот-ной гаммы "ТЗЗО" с рядным
6-цилиндровым дизелем (8,6л, 165 л.с.), включавшей усиленный
вариант "T335LM" для строительства. В1963 г. на основе серии
"Юпитер" выпускался весьма элегантный бескапотный вариант "Фусо
Т720", получивший известное ныне имя "Кантер" (Canter). В
течение 60-х гг. на основе этих шасси формировалась обширная
грузовая программа "Мицубиси", в которую вошло второе
поколение "Кантера", первая 4-тонная беска-потная модель
"Т620" (110 л.с.), а также семейство тяжелых машин "Т360",
"Т390", "Т410", "Т810", "Т910/911" и "Т951"
грузоподъемностью 8~5 т с колесными формулами 4x2, 6x2 (с
передним и задним или двумя передними управляемыми мостами)
и 6x4 с 6- и 8-цилиндровы-ми дизелями (13,3-14,8 л, 200-280
л.с.) и гидроусилителем рулевого механизма. На основе
6-тонных полноприводных армейских грузовиков "W20", "W23" и
"W27" (6x6) с моторами мощностью 200-280 л.с. выпускались
специальные тягачи, автомобили-лесовозы, 10-тонные самосвалы
"W11D" и аэродромные пожарные машины. С1966 г. на базе
легковой модели "Миника" фирма "Мицубиси" предлагала для
местного рынка свой самый легкий 18-сильный грузовик "Миникэб"
(Minicab) с цельнометаллическим кузовом. Через два года
появились фургон и пикап "Делика" (Delica) грузоподъемностью
600 кг с двигателями мощностью 53 л.с., созданные на
агрегатах легковой машины "Кольт-1000" (Colt) и ставшие
прообразом современной серии "L300". В программу входили
также 2-осные 7-тонные строительные самосвалы "Т-52" с
1-местной кабиной, многоместные автобусы и троллейбусы. К
концу 60-х гг. концерн "Мицубиси" занял первое место в
Японии по производству грузовых автомобилей.
В апреле 1970 г. на основе отделения "Мицубиси Хэви
Инда-стриз" была создана независимая автомобильная компания
"Мицубиси Моторс Корпорэйшн" (Mitsubishi Motors Corporation),
однако уже в мае следующего года 15% ее акций выкупил
американский концерн "Крайслер" (Chrysler). В 1973 г. его
доля возросла до 35%. Это позволило модернизировать всю
программу и выйти на новые рынки сбыта. Главными событиями
тех лет считаются внедрение в 1972 г. тяжелой серии "Т813" с
новым дизелем V10 и третьего поколения гаммы "Кан-тер" в
1973 г. Одновременно началось формирование новой серии "F" с
кабиной над двигателем, выпускающейся до сих пор на заводе
"Кавасаки" близ Токио. К 1982 г. она включала сотни
вариантов унифицированных грузовых автомобилей и седельных
тягачей моделей "FK", "FM", "FP", "FR", "FS", "FT", "FU", "FV"
и "FW" с колесными формулами от 4x2 до 8x4 с рядными
6-цилиндровыми безнаддувными дизелями (6557-11945
см3,160-240 л.с.) или мотором V8 с непосредственным впрыском
(16031 см3, 320 л.с.), 5-, 6- или 10-ступенчатыми коробками
передач, 2-контурным гидропневматическим приводом тормозов и
рессорной подвеской. Капотную серию составляли самосвалы и
лесовозы "NV" (6x4) и "NW" (6x6) полной массой 25,5 т (в
составе автопоезда - до 44 т) с новым дизелем V8 (14886 см3,
285-305 л.с.) и 12-ступенчатой коробкой передач. В 70-е гг.
крупная партия таких автомобилей была поставлена в
леспромхозы советского Дальнего Востока. С1976 г. началось
производство крановых шасси, грузоподъемность которых к 1981
г. достигла 150 т (4-осная модель "К1302"). В 1978 г.
началось производство четвертого поколения "Кантер" и малой
серии "FE", а в 1981 г. — самой легкой 1,5-тонной модели "Кантер
15". Наименование "Фусо" стало использоваться только на
машинах, предназначенных для японского рынка.
К 70-м гг. относится также начало массового производства
легких грузовых автомобилей "Мицубиси". В 1978 г. на заводе
в Нагое с использованием агрегатов легкового автомобиля
"Лэнсер" (Lancer) начался выпуск пикапов "L200", известных в
Японии как "Страда" (Strada). Со следующего года пикапы
продавались в США через торговую сеть "Крайспера" под
марками "Додж D50" (Dodge) и "Плимут Эрроу" (Plymouth
Arrow), а с 1980 г. предлагались в исполнении 4x4. В 1979 г.
появились фургоны серии "L300", которые для Японии сохранили
прежнее наименование "Дели-ка". С1982 г. они предлагались в
варианте 4x4, а еще через четыре года последовало их второе
поколение. Машины выпускались с двигателями мощностью 75~100
л.с., с кузовом-фургоном вместимостью до 10 м3 или бортовой
платформой грузоподъемностью 1,4 т. В 1982 г. начался выпуск
универсальных грузопассажирских машин "Паджеро" (Pajero)
4x4, известных в ряде стран как "Монтеро" (Montero) и
"Шогун" (Shogun). С 1984 г. предлагалось новое поколение
самого маленького в программе компании автомобиля "Миника"
грузоподъемностью 350 кг с колесной базой всего 2200 мм,
выпускавшегося на новом заводе в Мидзусиме. Через год
началось производство пятого семейства "Кантер" и новой
экспортной модели "FH" полной массой 7,5-10,0 т, получившей
дизель с турбонадцу-вом в 145 л.с. В1983 г. была произведена
коренная модификация серии "F", получившей более безопасную,
удобную и строгую по форме кабину над двигателем. С этого
времени наметилось достаточно четкое разделение грузовых
автомобилей для продажи на внутреннем и внешнем рынках. Они
различались обозначениями, грузоподъемностью, полной массой,
запасом прочности, техническим уровнем, комфортностью кабин
и внешним видом. Модели, носившие экспортное наименование
"Кантер", в Японии обозначались "Файтер Миньон" (Fighter
Minion), а средние и тяжелые машины серии "F" назывались
"Файтер" и "Грейт" (The Great).
15 апреля 1985 г. с концерном "Крайслер" было подписано
соглашение о создании в США совместного предприятия,
вступившего в строй на следующий год. К этому времени
сборочные заводы концерна "Мицубиси" уже работали в Южной
Корее, Таиланде, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, на
Филиппинах. В конце 80-х гг. компания "Мицубиси" выпускала
ежегодно до 600 тыс. грузовых машин, которые
экспортировались в 160 стран мира. В 1988 г. было
изготовлено 47 тыс. грузовиков полной массой свыше 6 т, в
том числе 24525 - более 15 т (девятое место в мире).
В 1993 и 1999 гг. начался выпуск восьмого и девятого
поколения фургонов "Миникэб Вэн" (Minicab Van) и "Миникэб
Трак" (Minicab Truck) полной массой 1180 кг с 3-цилиндровым
бензиновым двигателем (657 см3, 48 л.с.), механической или
автоматической коробкой передач. Их длина составляла 3,3 м,
максимальная скорость - 100 км/ч. Только для экспорта
предназначены грузовые варианты однообъемных
грузопассажирских автомобилей "Спейс Ран-нер" (Space Runner)
и "Спейс Вэгон" (Space Wagon) с 2-литровыми бензиновыми и
дизельными двигателями (82-133 л.с.), развивающие скорость
ISO-185 км/ч. Легкие "Паджеро" нового поколения с
двигателями мощностью 92~153 л.с. выпускаются в виде
фургонов и способны буксировать прицепы массой до 3,3 т.
Производство пикапов "L200" полной массой 2,4-2,8 т
(4x2/4x4) налажено в Таиланде, где с 1996 г. они выпускаются
с обновленным внешним видом, новым вихрекамер-ным дизелем с
турбонаддувом и промежуточным охлаждением (2477 см3,100
л.с.), 10-ступенча-той коробкой, передней независимой
подвеской и тремя типами кабин. В начале 90-х гг. серия
"L300" в странах Западной Европы предлагалась в исполнении
"ТранСити" (TranCity) с бензиновыми или дизельными
двигателями мощностью 70-116 л.с. и гидроусилителем рулевого
механизма. Аналогичная ей "Делика" полной массой 2,2~2,6 т в
Японии выпускается с двигателями мощностью 79~90 л.с.,
механической 5-ступенчатой или автоматической 4-ступенчатой
коробкой передач. В конце 1996 г. им на смену пришла новая
серия легких фургонов "L400" (в Японии - "Делика Карго")
полной массой 2,5-2,7 т с двигателями в 100-106 л.с.
С 1993 г. выпускается шестое поколение "Кантер" с более
обтекаемой и удобной кабиной, включающее модели "FB", "FC",
"FE" (4x2) и "FG" (4x4) полной массой 3,4-6,3 т, которые
предлагаются во множестве вариантов с двигателями мощностью
75-155 л.с. В странах Западной Европы модели "FB" и "FE"
обычно называются "Кантер-35" или "СитиКантер" (CityCanter),
a варианты "FE" и "FH" полной массой 5,4-9,9 т именуются
"ДистриКантер" (DistriCanter). Собирают их также филиалы
"Мицубиси" в Португалии, Бельгии и Индии. В Японии самая
легкая гамма "Кантер" грузоподъемностью 1,0-1,5 т с
2,8-литровым дизелем в 94 л.с. носит название Тате" (Guts).
Варианты "Фусо Файтер Миньон II" для Японии
грузоподъемностью 4~7 т имеют 210-сильный дизель, переднюю
независимую подвеску и дисковые тормоза с АБС, колесную базу
от 2,5 до 7,2 м. До конца XX века изготовлено около 1,5 млн.
машин серии "Кантер". С 1992 г. обновленные экспортные
модели среднего класса "FK", "FL" и "FM" полной массой
8,0-17,7 т оснащаются 6-цилиндровыми дизелями без наддува
(б,6~7,5 л, 160-190 л.с.), 5-ступенчатыми коробками передач,
шинами размером от 16 до 24 дюймов. Аналогичная им серия
"Фусо Файтер" грузоподъемностью 3,5-10,8 т предлагается в
Японии с 4- и 6-цилиндровыми моторами с турбонаддувом
(4899-8201 см3,180-270 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой.
С 1996 г. самые тяжелые машины в Японии получили название
"Фусо Супер Грейт" (Super Great). Они составляют новое
унифицированное семейство грузоподъемностью 7,1-16,1 т и
полной массой 15,8-25,0 т, в которое входят серии "FP"
(4x2), "FT" и "FU" (6x2), "FV" и "FY" (6x4), "FS" (8x4).
Автомобили отличаются кабной над двигателем увеличенных
размеров и с большой площадью остекления. На них применяются
экономичные и малотоксичные дизели — рядные 6-цилиндровые с
турбонаддувом и промежуточным охлаждением и безнаддувные V8
и V10 (11945-25112 см3, 310-480 л.с.), механические коробки
передач с числом ступеней от 6 до 16, рессорные или
пневматические подвески с электронным управлением. Впервые
для японских тяжелых машин на них устанавливаются передние
надувные подушки безопасности, навигационные системы и
радарные устройства. До сих пор продолжается производство
тяжелой капотной серии "NW" для работы на местности и в
составе автопоездов полной массой до 140 т. Замыкают
грузовую программу "Мицубиси" низкорамные шасси 6x4 и 8x4 с
двигателями мощностью 240~355 л.с. для кранов
грузоподъемностью 20-50 т.
В конце XX века автомобильная корпорация "Мицубиси"
располагала 9 заводами и двумя научно-исследовательскими
центрами в Японии, на которых занято 28,4тыс. человек.
Производство грузовиков и всех агрегатов к ним
осуществляется на трех главных роботизированных предприятиях
общей площадью свыше 300 тыс. м2, где трудится 4 тыс.
человек. Сборочные предприятия и филиалы "Мицубиси"
располагаются еще в 27 странах мира. В 1999 г. все они
изготовили свыше 500 тыс. различных грузовых автомобилей и
автобусов, в том числе 53,3 тыс. машин массой более 6 т, что
соответствует третьему месту в Японии и 13-му в мире. 27
марта 2000 г. был подписан договор с концерном
"Даймлер-Крайслер (Daimler Chrysler), к которому перешло 34%
акций "Мицубиси".