
С
1935 г. на месте нынешнего Могилевского автомобильного
завода (МоАЗ) существовал авторемонтный завод имени С. М.
Кирова. Незадолго до войны он стал выпускать авиационные
моторы, а потом был эвакуирован. С1947 г. на восстановленном
предприятии начали изготовлять локомобили, затем паровые
установки и мостовые краны. Со 2 сентября 1958 г. там
наладили производство 1-осных тягачей, разработанных на
Минском автозаводе (МАЗ). Первый тягач МАЗ-529В оснащался
4-цилиндровым 2-тактным дизелем ЯАЗ-204А (120 л.с),
4-ступенчатой коробкой передач и работал с 1-осным
скреперным полуприцепом емкостью 4 м3. Это был первый
советский самоходный скрепер Д-357 полной массой 34 т. С1961
г. выпускался тягач МАЗ-529Е с 6-цилиндровым дизелем
ЯАЗ-206К (205 л.с.). Эти машины имели пневматический
усилитель привода выключения 2-дискового сцепления,
дополнительную 2-ступенчатую коробку передач, колесные
планетарные редукторы, жесткую безрессорную подвеску. С 1969
г. выпускался скрепер Д-357П полной массой 35 т, состоявший
из тягача МоАЗ-546П с двигателем ЯМЗ-238А V8 (215 л.с.),
рессорной подвеской и новой 1-местной кабиной. Позднее его
заменил тягач МоАЗ-6442 (225 л.с.) для скреперов, тяжелых
полуприцепов и дорожных катков.
В 1971 г. появился 2-осный шарнирно-сочлененный самосвальный
низкорамный автопоезд грузоподъемностью 20 т для работы в
шахтах и тоннелях. Он состоял из тягача модели "6401" (2x2)
с дизелем [1МЗ-238К (190 л.с), оборудованным нейтрализатором
отработавших газов, и самосвальной тележки "9585" емкостью
11 м3. Он впервые шполучил гидромеханическую 4-ступенчатую
коробку передач. С 1980 г. выпускался 22-тонный вариант
вавтопоезда в составе тягача "7405" с гидромеханической
6-ступенчатой коробкой передач и тележки "9586" (12,5 м3).
Через четыре года началось производство модернизированного
варианта "74051". Новый подземный сочлененный самосвал
"7529" грузоподъемностью 22 т получил двигатель ЯМЗ-238БМ
(260 л.с.) с 2-ступенча-той системой очистки отработавших
газов.
Еще в 50-е гг. МоАЗ пытался наладить производство
"нормальных" грузовиков и самосвалов. Только в конце 60-х
гг. появились опытные образцы 25-тонного грузового
автомобиля МоАЗ-7411 (6x6), построенные по образцу вездехода
НАМИ-076 "Ермак". В 1966 г. по технической документации МАЗа
был создан первый в стране полно-приводный самосвал МоАЗ-522
(4x4) грузоподъемностью 18 т с односкатными колесами,
унифицированный с 1-осными тягачами. В 1978 г. за ним
последовал 20-тонный МоАЗ-522А (МоАЗ-6507) сдизелем ЯМЗ-238Н
V8 с турбонаддувом мощностью 300 л.с., полуавтоматической
б-ступенчатой коробкой передач и гидропневматической
подвеской. С1987 г. выпускался 23-тонный самосвал "7505"
(4x4), получивший мотор ЯМЗ-238ФМ с турбонаддувом (320 л.с.)
и блокируемый межосевой дифференциал. На современной
модификации "75051" используется мотор ЯМЗ-8481 (350 л.с.),
а по заказу предлагается американский дизель "Камминс" (Cummins).
Завод внедряет в производство низкорамное крановое шасси
"8004" (4x4) и новые сочлененные самосвалы "7506" (4x4) и
"7503" (6x6) грузоподъемностью 32 и 45 т. На МоАЗе также
выпускаются бетоносмесители, маспозаправщики, мусоровозы и
фронтальные колесные погрузчики. Объем производства в 90-е
гг. составлял 50~90 машин ежегодно.