
Компания "Юклид" была основана в 1926 г. в одноименном
пригороде Кливленда для выпуска подъемного оборудования. 11
июля 1931 г. братья Армингтон (Armington) создали на ее базе
отделение дорожностроительной техники. Первый 11-тонный
самосвал "Трэк-Трак" (Trac-Truk) появился там в 1933 г. Со
следующего года фирма начала изготовление первых в мире
20-тонных автопоездов-углевозов, состоявших из 2-осного
тягача и полуприцепа с донной разгрузкой. С1936 г.
выпускался известный 15-тонный дизельный самосвал "FD".
В 1946 г. был введен в строй новый завод со сборочным
конвейером, выпускавший самосвалы грузоподъемностью 10-40 т
и тягачи для скреперов. В 1951 г. был изготовлен 45-тонный
самосвал "1LLD" (6x4) сдву-мя дизельными моторами "Камминс"
(Cummins) общей мощностью 300 л.с., каждый из которых
передавал крутящий момент на свой задний мост. 30 сентября
1953 г. концерн "Дженерал Моторс" (General Motors)
присоединил к себе фирму "Юклид". Вскоре были открыты
филиалы в Шотландии и Канаде. В 1958 г. появился самый
тяжелый в то время 120-тонный самосвальный автопоезд,
известный как "Вестерн" (Western). Он состоял из тягача 6x4
с двумя двигателями мощностью 375 л.с. и 2-осного
полуприцепа. В 60-е гг. в США и Великобритании выпускались
простые капотные самосвалы серии "R" грузоподъемностью 12~45
т (модели от "R13" до "R50") с дизелями мощностью 154-580
л.с., полуавтоматической коробкой передач и подвеской на
резиновых элементах или рессорах.
По решению антимонопольной комиссии Министерства юстиции США
1 июля 1968 г. "Дженерал Моторс" был вынужден уступить
компании "Уайт" (White) свои права на американские
предприятия "Юклид". При этом зарубежные заводы "Юклида"
остались в ведении концерна, но были обязаны сменить марку "Юклид"
на "Тереке" (Тегех). Потеряв часть своих производственных
мощностей, "Юклид" начал спешно создавать филиалы в Канаде,
Австралии, Бельгии и внедрять новые более тяжелые машины.
Среди них в 1968 г. был 95-тонный самосвал "R105" (4x4) с
2-тактным двигателем "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V12 с
турбонаддувом (29370 см3, 912 л.с.), 6-сгупенчатой
автоматической коробкой передач и четырьмя сдвоенными
49-дюймовыми колесами. В 1971 г. появился 210-тонный
самосвал "R210" (4x4) с газотурбинным силовым агрегатом "Лайко-минг"
(Lycoming) мощностью 1850 л.с. В 1973 г. к "легкой" гамме
грузоподъемностью 20-80 т (модели от "R22" до "R85")
добавилась модель "R170" грузоподъемностью 154 тс двигателя
ми в 1490~1520 л.с., электрической трансмиссией и дисковыми
тормозами. Фирма выпускала также автопоезда с донной
разгрузкой грузоподъемностью 27~135 т и емкостью кузовов до
145 м3.
1 августа 1977 г. концерн "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)
выкупил "Юклид" со всеми его филиалами. В январе 1984 г. их
хозяином стала американская компания "Кларк-Мичиган" (Clark-Michigan),
а в апреле 1986 г. фирму "Юклид" приобрел шведский концерн "Вольво"
(Volvo). К этому времени ее гамма пополнилась 190-тонными
самосвалами "R190" с двигателями мощностью 1800"2000 л.с.
Программу "Юклида" первой половины 90-х гг. возглавляли
машины "R32" и "R36", разработанные шведской фирмой
"Коккуме" (Kockums) и выпускавши-N еся на заводе в польском
городе Гливице. На тяжелых самосвалах (от "R40" до "R190")
применялись гидропривод колесных дисковых тормозов в
масляной ванне и подвеска "Акку-Трэк" (Accu-Trac) на
гидропневматических стойках "Нэокон" (Neo-соп), заполненных
гелием.
В 1996 г. компанию "Юклид" выкупила японская корпорация
"Хитачи" (Hitachi). К своему 70-летию фирма изготовила свыше
43 тыс. машин. Во второй половине 90-х гг. в программу вошли
самосвалы "R220" и "R260", модели третьего поколения (от
"R32C" до "R190C") и 280-тонный "R280AC" с дизелями
мощностью 2650 л.с., электрической трансмиссией и
электронными системами управления, контроля и безопасности.