
"Темпо"
является одной из наиболее известных в мире марок легких 3-
и 4-колесных грузовиков. Основой первых машин был 3-колесный
вариант обычного мотоцикла с грузовой платформой. В1926 г.
его разработали механики Зюр (Siihr) и Элерт (Ehlert) и
назвали "Темпо". В сентябре 1928 г. для производства машин
коммерсант Макс Видаль (Max Vidal) вместе с сыном Оскаром
учредили семейную фирму "Видаль и сын" (Vidal & Sohn).
Первый грузовик на 400 кг с 1-цилиндровым 2-тактным мотором
воздушного охлаждения (199 см3, 5 л.с.) имел обозначение
"Темпо-1" или "Л". За ним появился 7,5-сильный вариант "Т2"
на 750 кг. С 1931 г. выпускались модели "Т6" и "Т10"
грузоподъемностью 500-750 кг, известные как "Пони" (Pony).
Они получили двигатели "Ило" (Но) водяного охлаждения (199 и
349 см3, 6-10 л.с.).
С 1933 г. началось изготовление второго поколения 3-колесных
машин "Фронт" (Front) с передним одиночным управляемым и
двумя задними ведущими колесами и компактной 2-местной
кабиной с тентом (модели от "F1" до "F6"). Автомобили
оснащались 2-тактными двигателями мощностью б~14 л. с.,
которые располагались спереди под капотом и через
3-сгупенча-тую коробку передач приводили задние колеса. В
1935-38 гг. программа пополнилась несколькими 3-колесными
моделями серий "А", "Е" и "D" в вариантах "200" и "400"
грузоподъемностью 500~950 кг, оснащенных 1- или
2-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения (198 и 398
см3, 6,5-12,5 л.с), трубчатой рамой и независимой пружинной
подвеской всех колес. В 1935 г. был создан первый 4-колесный
1-тонный грузовик "V600" с 2-цилиндровым мотором "Ило" (594
см , 19 л. с.). Затем появились 20-сильные варианты "Е600" и
"АбОО". Спрос на грузовики "Темпе" оставался стабильно
высоким, и к началу 1935 г. была изготовлена 10-тысячная
машина. Послевоенное производство возобновилось в июле 1945
г. В 1949 г. 3-колесную гамму продолжил популярный
автомобиль "Ханзеат" (Hanseat) -"Ганзеец" —
грузоподъемностью 750 кг, впервые оснащенный 4-ступенчатой
коробкой передач. Его оборудовали разными моторами мощностью
12,5-15 л.с. Колесная база автомобиля составляла 2870"3570
мм, длина грузовой платформы — 2,5 м, габаритная длина -
5340 мм.
В 1950 г. к нему присоединился легкий вариант "Бой" (Boy) с
базой 2870 мм для перевозки 470-500 кг и разными моторами
(198-245 см3, 8-10 л.с.). С повышением благосостояния
населения неудобные и шумные 3-колесные машины стали быстро
сходить со сцены. Последний такой автомобиль был изготовлен
в 1961 г. Всего же выпустили 111501 3-колесный автомобиль
"Темпо".
С 1949 г. фирма "Видаль" начала производство легких
4-ко-лесных переднеприводных грузовиков "Матадор" (Matador)
грузоподъемностью 1,0~1,4 т, переживших множество
модернизаций. Они оснащались 3- и 4-цилиндровыми двигателями
"Хейнкель" (Heinkel) или "Фольксваген" (Volkswagen)
мощностью 25-34 л.с., имели низко расположенную трубчатую
Y-образную раму, независимую подвеску всех колес. Силовой
агрегат был развернут задом наперед: радиатор стоял у задней
панели кабины, мотор располагался между сиденьями, а
синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач — между
передними колесами. С 1953 г. выпускался компактный
переднеприводный "Викинг" (Wiking) грузоподъемностью 750-850
кг с 2-тактным 17-сильным мотором "Хейнкель". В марте 1954
г. фирма "Видаль" отметила выпуск 150-тысячного автомобиля
"Темпо". В 1955 г. фирма "Видаль" начала кооперацию с
машиностроительной компанией "Райн-шталь-Ганомаг" (Rheinstahl-Hanomag),
выкупившей 50% ее акций. В результате в 1955-59 гг. вся
гамма претерпела некоторые изменения. Она состояла из
автомобилей "Викинг", "Рапид Викинг" (Rapid Wiking) и
"Матадор I" грузоподъемностью 750-1300 кг с двигателями "Остин"
(Austin), "Ганомаг" или "Перкинс" (Perkins) мощностью 17-48
л.с. В 1963 г. "Видаль" был присоединен к фирме "Ганомаг", и
его программа сократилась до единственной модели "Матадор Е"
грузоподъемностью 1,0-1,75 т с двигателями "Остин" или "Ганомаг"
в 50~54 л.с. С 1967 г. их переименовали в "Ганомаг" (модели
от "F20" до "F35"). В 1969 г. обе фирмы вошли в состав
концерна "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz). При этом бывшие
фургоны "Темпо" были модернизированы, оснащены дизелями и
составили легкую гамму "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz),
включавшую модели "L206D" и "L306D". В общей сложности под
маркой "Темпо" было изготовлено 381095 4-ко-лесных
грузовиков, фургонов и пикапов.